Мы видели в кино, как падают самолеты. Нарастает гул, горит двигатель, и лайнер на бешеной скорости несется к земле. Потом взрыв и черное облако дыма... А как происходит все на самом деле? Корреспондент "СК" попытался выяснить это у ульяновских пилотов, как у ныне действующих, так и у бывших.
Красивая "птица" некрасиво падает
Конечно, бывает и такое, как в кино. Но это редко.
- В основном, самолет уходит в штопор, - говорит Николай Дроздов, налетавший более 20 тысяч часов. - Гул двигателей самолета не меняется. Самолет "клюет" носом и заваливается набок. При этом угол пикирования - 30-40 градусов, угол крена доходит до 70. Бывает, "проваливается" хвост и самолет падает, вращаясь на 180 градусов. Секунды - и сотни тонн металла падают на землю. Раздается взрыв, следом начинается пожар. Хвостовая часть отлетает на несколько метров в сторону. Так самолет срывается в штопор. Если же отказали в полете все двигатели, то любой лайнер будет планировать, снижаться. В таких случаях возможно и удачное приземление.
Место падения самолета называется "ямой". Первыми туда прибегают любопытные. И хотя все понимают, что произошло страшное горе, увы, среди них немало мародеров.
Однажды при взлете с высокогорного аэродрома Хорог (Таджикистан) потерпел катастрофу "ЯК-40". Из-за большой загрузки лайнер не смог оторваться от взлетной полосы и, сорвавшись в обрыв, упал в горную реку. Все пассажиры погибли. Первыми на месте аварии были жители близлежащего кишлака. Они начали вытаскивать драгоценные вещи из багажа мертвых пассажиров. Когда приехали специалисты, на месте не было ни одного целого груза. И таких примеров - масса.
Все ищут "чёрный ящик"
Район, где произошла катастрофа, в срочном порядке оцепляется прибывшими для тушения огня пожарными или "силовыми ведомствами". Прибывают местные власти, сотрудники прокуратуры. Последними на место трагедии приезжают члены комиссии по расследованию авиационной катастрофы. Начинается поиск "черного ящика" - бортового самописца. По нему можно узнать, что произошло в небе. После на месте проводится "полевая работа". Разрушенный самолет по "косточкам" собирают и отправляют в специальный ангар аэропорта для выяснения всех причин падения. А их может быть много: от ошибки диспетчера до неисправности двигателя. Конечно, проще всю вину свалить на экипаж. Какой с мертвых спрос? Но только в Москве принимается окончательная версия причины катастрофы. Раньше, во времена СССР, на расследование отводилось 10 дней, теперь же этот срок не ограничен. Причины авиакатастроф во все времена были разные. Например, в 30-х годах катастрофы происходили чаще всего в полетах. В 60-х - при посадке, в последнее время - при взлетах (35 процентов) и при заходе на посадку - 45 процентов.
Что испытывают пассажиры при падении самолёта?
Нам удалось отыскать человека, который пережил подобное в начале 70-х на "ИЛ-18". Вот что рассказал бортрадист Николай Сумаков:
- Мы шли из Краснодара в Москву. Наш борт попал в сильную турболентность. Самолет страшно бросало. Я был в это время в салоне. И вдруг самолет словно куда-то провалился. Камнем полетел вниз. У меня, как говорится, сердце в пятки ушло. В салоне поднялся страшный крик. Люди хватались за головы. Падали мы метров 500, но показалось, что вечность. Никаких мыслей о смерти не было. Наверное, не успеваешь осознать происходящее... И вдруг рывок, и самолет вновь "застопорился" на высоте. Реакция людей была неадекватная - кто-то стал плакать, другие истерично смеялись. Кому-то стало дурно, и его принялись откачивать...
Но если катастрофа случилась на большой высоте, то от сильных перегрузок человек в первые секунды теряет сознание. И ничего не чувствует... Страшнее, когда авиакатастрофа происходит на небольшой высоте (до 1000 метров).
Кстати, рекордом по количеству жертв в СССР стало падение с большой высоты "ТУ-154" в Средней Азии, близ села Уч-Кудук (начало 80-х гг.). Тогда погибло более 200 человек.
Авиакатастрофы Ульяновска
Многие считают Иркутск проклятым городом. Но в его окрестностях разбилось не больше самолетов, чем, например, в Ульяновске. Наш город входит в число печальных территорий, где произошло несколько авиационных катастроф. В 1960 году при заходе на посадку в аэропорт "Центральный" разбился "ИЛ-18". Самолет вошел в пике. Пилоты не смогли справиться с ситуацией. Находившиеся на борту слушатели ШВЛП и экипаж погибли. В 1998 году во время учебного полета у самолета "ЯК-18Т" отказал двигатель. Пилот-инструктор приступил к снижению. Но неудачная посадка на грунт стоила жизни курсанту Ульяновского высшего авиационного училища. Инструктор получил тяжелейшую травму. 20 марта этого года при заходе на посадку в аэропорт "Центральный" разбился вертолет "МИ-8" погранвойск РФ. Весь экипаж погиб.
Арсений КОРОЛЕВ.