Когда мне сказали, что в Казани улицы моют порошком, я лишь скептично пожала плечами: пусть города-соседи и процветают, но в чистоте до немцев им далеко. Но эта фраза стала стимулом поехать и посмотреть на некогда считавшийся третьей столицей России город.
Казань удивила нас еще на въездной дороге: перед нашим автомобилем "захлопнулся" шлагбаум, с нас потребовали пошлину 20 рублей "за амортизацию" моста. Сразу отмечу, что из Казани нас тоже выпустили не бесплатно, взяв те же 20 рублей.
К иногородним тут же подбегают экологи - те собирают деньги на охрану окружающей среды. Их такса - 50 рублей с авто. На обратном пути они же требуют: "Подышал казанским воздухом - заплати".
Как только мы оказались у кремлевских стен, поняли, что взнос себя начинает окупать - над Казанью стоит дурманящий аромат липового цвета, вдыхаешь - и ты уже влюблен в этот город. Городское хозяйство во многих районах безжалостно вырубило тополя, заменив их липами, у жителей Казани несколько лет нет повода нервничать из-за тополиного пуха.
Бесспорный соблазн для гостей столицы Татарстана - улица Баумана. Километровая (а может, и больше) пешеходная улица со всевозможными кафе, бутиками, кинотеатрами. Элегантно и чисто - здесь и в самом деле по утрам моют тротуары с порошком, а днем дежурные в зеленых спецовках с ведром и совком подбирают каждую соринку.
Дома отреставрированы. На Баумана раньше стояло большое здание со сплошной серой стеной. Чтобы прохожим оно не навевало скуку, местные дизайнеры нарисовали на стенах окна. Теперь остается стопроцентная уверенность, что за этими окнами мирно живут люди.
Здесь, кстати, на каждом шагу - скамейки, и на них никто с ногами не сидит. И при всем желании не сможет, потому как дизайнеры спинки скамеек сделали из железных прутьев с набалдашниками - кому же захочется себя на кол сажать?!
Казань - город контрастов. Если свернуть от "вылизанной" пешеходной улицы в сторону, оказываешься в трущобах - так горожане называют старые дома. Почти мистический ужас у нас вызвали целые улицы пустых двухэтажных домов. В них никто не живет. Окна зияют черными дырами или заколочены. Мы подумали, что их собираются реставрировать. Но нет, старая Казань будет разрушена, на месте трущоб появятся современные здания.
В центре города сталинские четырех-пятиэтажные дома с помощью турецких строителей превращены в шедевры архитектуры. Рядом стоят два сталинских здания: одно в советском исполнении, другое декорировано мрамором, тонированным стеклом, зеркалами, покрашено особым составом. Сказка!
Казань строится. Всех жильцов из трущоб переселили в новый район Азино, и люди из центра на окраину уехали не задумываясь. Потому что там не только роскошные квартиры - спальни по 20 квадратных метров, две лоджии, пластиковые окна - но и построены магазины, школы, кинотеатры. Кроме того, Азино - "веселый" район, многоэтажки разноцветные и не повторяют друг друга. В каждой пятиэтажке есть свой "домовой": он и сантехник, и электрик в одном лице. Приходит к жильцам по первому зову. К тому же получает почту на весь дом и сразу разносит ее по квартирам.
У стен Кремля строится пирамида, не уступающая по масштабам пирамиде Хеопса. Египетские фараоны умерли бы от зависти, узнав, что эту громаду можно построить за считанные месяцы. Возводят ее турки. Разумеется, из современных материалов. Пирамида будет отдана во власть молодежи как центр культуры и отдыха.
В Казани сейчас самый "модный" вещевой рынок - вьетнамский. На нем есть все, но дешевле, чем везде. Продавцы там не только азиаты, а владелец - вьетнамка. Мы были свидетелями, как в девять утра к воротам рынка подкатил новенький шестисотый "Мерседес", из него вышла почти крошечная женщина в белой шляпке и пошла обходить "владенья свои". Ее тут же обступили соотечественники, было заметно, что от почтительности они готовы броситься целовать своей хозяйке ручки.
Вьетнамский рынок - это бывший склад, к которому успели сделать столько кирпичных пристроев, что чувствуешь себя как в лабиринте. Говорят, его не обойти и за полдня. В магазинах, по сравнению с Ульяновском, выбор товаров и продуктов питания намного шире. Цены на хлеб, молочные продукты ниже в среднем на рубль-два.
Сравнивать Ульяновск и Казань - считать очки не в свою пользу - патриотизма не прибавляет. Но все еще верится, что есть порох и в пороховницах нашего города. Только кто же и когда возьмет на себя ответственность за преображение родного Ульяновска?
Алсу ИДРИСОВА.