Многодетная семья Бориса и Лены Никитиных многие годы была и остается до сих пор образцом воспитания здоровых и интеллектуальных детей. Родителям, неформально относящимся к вопросам педагогики, эти имена хорошо известны. На днях Лена Алексеевна Никитина побывала в Ульяновске. На встрече с воспитателями, преподавателями, родителями она перевернула сознание, ориентированное, в первую очередь, на требования времени: подготовить к школе, приобрести развивающие игры, дать хорошее образование... Лена Алексеевна акцентировала свое внимание на вопросе: "Как воспитать хорошего человека?".
Если спросить с Никитиных по счетам, то результаты их новаторства таковы: четверо из семерых детей закончили вузы, а трое - средние учебные заведения. Гениев не вырастили, да и цели такой Никитины не ставили. Их устремления были воспитать хороших людей. И в этом Лене Алексеевне и Борису Павловичу (ныне покойному) упрекнуть себя не в чем. Сейчас количество детей в семье удвоилось: все женились и вышли замуж, а внуков принесли аж 19. Самому старшему - 20 лет, младшему - семь месяцев. Ожидают двадцатого.
Лена Алексеевна переживает: семья развалилась. То, что дети разъехались и живут своей жизнью - для нее до сих пор непривычно. Старший сын - электронщик, обосновался в Лондоне. Одна из дочерей переехала в Ярославль. Остальные поблизости - в Москве. Младшие сын и дочь живут в отчем доме, который все называют домом мумий-троллей, потому что он весь состоит из пристроев - мастерских, спален.
Дети Никитиных методы родителей в воспитании собственных чад не применяют. Участь "рыбок в аквариуме" (каковыми им самим приходилось поневоле быть), на которых приезжали посмотреть со всех концов страны, у младших Никитиных отбила охоту к педагогике напрочь.
- Вы прошли путь образцово-показательной семьи, не возникает ли сейчас чувство, что по-другому, более счастливо, сложились бы судьбы детей, если бы не нетрадиционные методы воспитания? - этот и другие вопросы мы адресовали Лене Алексеевне Никитиной.
- Мы не разрабатывали четко продуманного эксперимента, а жили в условиях деревенского быта. Нашей большой семье нужно было многое уметь делать по дому - с этой целью Борис Павлович строил мастерские, не бояться морозов - отсюда закаливание детей, нужно было детей развивать - так появились кубики и другие игры. Это была народная педагогика, если хотите, как народная медицина. То, что мы были как на ладони у общества, конечно, мешало жить. Наш дом посещали три тысячи человек в год, шли толпами, оставались ночевать. Однажды на Новый год ввалилась целая многодетная семья. Все это искажало нашу жизнь, мешало решать наши внутренние проблемы - а они есть в любой семье. У детей появилась звездная болезнь - мы и это пережили. Однажды меня уговорили повесить табличку у дома. Она гласила: "Принимаем в последнее воскресенье месяца". В первый же выходной к нам приехало 90 человек. Наверное, жизнь детей, скрытая от остальных, сложилась бы по-другому. Мы были ответственны перед всеми. Иногда я ловлю взгляды детей на себе - в них есть упрек.
- Лена Алексеевна, как современным родителям воспитать в детях совестливость, доброту, правдивость, в то время как в реальной жизни сейчас востребуется другое?
- Быть с детьми таким, какой ты есть. Если ты сам искренен, то даже твои ошибки в воспитании пойдут на пользу. В семье, где ребенка ценят как личность, никаких конфликтов быть не может.
Если у человека нет разногласий между тем, как он живет и как должно жить, значит, он живет по совести. Наша семья сейчас материально живет хорошо - дети взрослые, работают. Но мне совестно накрывать столы изобилия, когда моим соседям нечего есть. Я не могу отделаться от советской привычки думать о других. Когда выбрасывают кусок хлеба, я свирепею. Есть нравственные табу, которые не требуют рассуждений и доказательств. А если ты живешь по принципу "не обманешь - не проживешь" и начинаешь оправдывать себя, что время такое, то нравственного ребенка трудно воспитать.
Мне сын на день рождения подарил открытку. На ней написано: "Мама, я тебе врал. Ты мне верила, а меня корежило от стыда. Тогда я перестал врать". Так я поняла цену своего доверия к детям. Не нужно лазать по их карманам, чтобы контролировать. Не нужно лезть в его тайны - они должны быть у каждого. Но нужно знать, чем ребенок занят, с кем он дружит, что ему интересно тебе рассказать. Тогда ему незачем идти к наркоманам и в секты.
- Лена Алексеевна, внуков Вам, наверное, воспитывать легче.
- Я им друг. Иногда мне можно поставить пятерку, иногда я двоечница. Я живу ими. Однажды я сказала о себе, что мне нельзя быть матерью. Мне трудно об этом говорить, но раз уж начала... Главное в женщине - это доброта. А нас так воспитывали, что я с детства с мужчинами соревновалась, как бы их за пояс заткнуть. В нас женского тепла нет, я удивляюсь, как с нами мужчины живут? Суть бабушки - в умении чувствовать, понимать, жалеть каждого живущего, потому что она свою жизнь прожила, а маленькому человеку еще только предстоит ее осилить. А мне таких качеств не хватает. С этой болью я живу.
Перед поездкой мне сын, взрослый, рассказал нечто, за что он ждал от меня похвалы. А я отнеслась к этому так формально и даже упрекнула его. Он не ожидал этого, у него даже плечи опустились. Вроде бы ничего страшного не произошло. Но я ужаснулась, что не поняла самого близкого мне человека. Столько прожить и допускать такие ошибки!
Нас воспитывали быть правильными. Однажды я как инспектор народного образования приехала в Алтайскую сельскую школу. Проверяю работу учительницы русского языка Ирины Ивановны. В тетрадях, где она ставила "пять", нахожу ошибки, исправляю на "два". Ирина Ивановна сидит рядом, вся покрылась красными пятнами. Подходит ко мне пожилая учительница и шепчет: "Ирина Ивановна в положении". Я этого даже не заметила. Но я же правильно выполняю свою работу, нас за это хвалят. Другой вопрос - хорошо ли я тогда поступила?! Всю жизнь со стыдом вспоминаю тот эпизод.
Это вопрос вопросов: как поступить правильно и хорошо. Одновременно нужно уметь войти в положение человека, сжалиться над ним, а когда и ударить наотмашь за ложь и наглость. Это все равно что ходить по острию ножа. Я до сих пор по нему иду.
Алсу ИДРИСОВА. обратно...
|