На выборах 24 декабря 2000 года Виталий Марусин баллотироваться не стал. После победы новый мэр Павел Романенко назначил его главой администрации Ленинского района, то есть Виталий Владимирович вернулся туда, откуда пять лет назад, при Сергее Ермакове, был отправлен в отставку. А до отставки он руководил районом целых шесть лет. В его старом кабинете и состоялся разговор экс-мэра с корреспондентом "СК".
- Виталий Владимирович, с каким чувством Вы в этот кабинет вернулись?
- Без разочарований и сожалений. С чувством человека, которому эта работа знакома, знакомы проблемы района. Я проанализировал состояние его хозяйства, определил задачи, которые надо решать сейчас и в перспективе. Естественно, с учетом привлечения средств общественности, с учетом мнения специалистов и при участии, думаю, областных властей: Ленинский район - это все-таки центральный район города. Коллектив здесь меня помнит и воспринял мое возвращение нормально.
- У Вас не было мысли, раньше или теперь, что не надо было в 1996 году идти в мэры, что ничего хорошего эта должность Вам не принесла и так далее?
- В общем-то, не было. Не все, что задумывал, конечно, удалось, но многое было, несмотря ни на что, сделано. Как раз недавно мы говорили с коллегами об этом четырехлетии. Работать пришлось в неблагоприятной обстановке, в условиях информационной блокады городского руководства и потока лжи в его адрес со стороны области. Но если смотреть объективно, город за четыре года стал другим. Своему преемнику я передал его в состоянии гораздо лучшем, чем принял в свое время от Ермакова.
- Однако у населения было немало критики и в Ваш адрес...
- В чем-то она была, наверное, справедливой, но горожане в силу той блокады, о которой я сказал, многого о нашей работе просто не знали. Если в 1997-й год Ульяновск вступил с долгами по зарплате бюджетникам, забастовками учителей, безработицей в 7 процентов, то сейчас зарплата тем же учителям выплачена по декабрь включительно. Город ликвидирует долги по детским пособиям за 1995-1997 годы, хотя их выплата была обязанностью областной администрации. Резко улучшена работа пассажирского электротранспорта. На линиях сейчас вагонов больше, чем было раньше, а само трамвайно-троллейбусное управление вошло в десятку лучших в России. А вспомните, что представлял из себя общепит. Его же просто не было. Сейчас есть кафе, закусочные, рестораны. Ресторан "Россия", например, капитально реконструирован. Исчезла проблема продовольственного ассортимента. Нас критиковали за открытие большого числа киосков и ларьков, но они обеспечили работой тысячи человек. Уровень безработицы в городе сегодня 0,7 процента. Так что я не считаю эти четыре года потраченными впустую.
- Если бы представилась возможность начать все сначала: Вы - мэр, Горячев - губернатор. Ваши подходы к взаимоотношениям с ним как-то изменились бы с учетом приобретенного опыта?
- Меня в разных вещах можно упрекать, но упрекать в нежелании наладить контакт с Юрием Фроловичем несправедливо. Попыток было много. И через Сычева, и через Сараева Бориса Андреевича, через других людей. Все было бесполезно. Хотя проблески случались, когда Горячев говорил: "Виталий, работаем вместе, ты извини, меня неправильно информировали..." Хватало такого его конструктива максимум на пару недель.
Я не стремился ситуацию обострять, городу и жителям это на пользу не пошло бы, пример - Владивосток. Я старался делать все, чтобы городское хозяйство жило, и оно жило. И даже развивалось. 27 лет не могли построить мост через Свиягу, мы это сделали за четыре месяца. Сдали в эксплуатацию первую очередь очистных сооружений в правобережье, что сняло проблему обеспечения питьевой водой. Озеленили значительные по площади городские территории. Взять хоть парк вокруг детской больницы и роддома в новом городе или территорию, прилегающую к университету на набережной Свияги.
- Карьера Горячева закончилась его личной катастрофой, ведь он, кажется, искренне верил, что народ его поддержит. Вам жаль Юрия Фроловича?
- Несмотря на его враждебное ко мне отношение, мне жаль его как старого и больного человека. Последнее время он выглядел очень больным. Конечно, случившееся с ним - это трагедия. Она показала, кстати, что Горячев слабо ориентировался в реальной обстановке. Я думаю, что он исчерпал себя еще 7-8 лет назад. Он был хорош при административно-распределительной системе и не годен в новых, рыночных, условиях. Юрий Фролович оставался в рамках старого мышления. Кроме того, короля делает, как известно, свита, а с теми людьми, которые окружали Горячева, ничего путного получиться и не могло. Со всеми этими панчиными, ведерниковыми.
Когда стало ясно, что Юрий Фролович вновь баллотируется в губернаторы, я решил в выборах не участвовать. Горячева уже не изменить, никакого диалога с ним у меня не получилось бы и в последующие четыре года. Я и ему предложил не вступать в предвыборную борьбу, дать возможность работать другим людям и силам. Но он не прислушался.
- О чем теперь, видимо, жалеет...
- Наверное.
- Вы не считаете, что мэров лучше было бы назначать, чем выбирать?
- Не считаю. Конечно, управленцу лучше иметь опыт, но люди выбирают, вероятно, сообразуясь с программами кандидатов. Народ мудр. В интересах демократизации общества выборность глав муниципальных образований должна быть сохранена, в этом я убежден.
- Какой главный совет Вы дали бы новому мэру Павлу Романенко?
- Сразу после выборов мы неделю работали с ним вместе, шел процесс передачи власти. Мирно, цивилизованно, что в России, говорят, большая редкость. Я рассказал мэру об основных особенностях Ульяновска, о главных проблемах, дал характеристики работникам аппарата мэрии и районных администраций. Я собирал и сам аппарат, просил его помочь новому руководству города войти в курс дел. Да и в дальнейшем отношения с мэром будут, не сомневаюсь, конструктивными, не такими, какими были отношения у меня с моим предшественником Ермаковым. Я общался с председателями горисполкома доермаковского периода, но с ним не встречался ни разу за все четыре года. Он этих встреч избегал, даже когда был главой бюджетного комитета в Законодательном Собрании первого созыва. Потом, в ходе предвыборных кампаний - а Сергей Николаевич упорно участвует во всех выборах без исключения, - он рассказывал, как вытащит город из кризиса. Но ведь он должен был делать это и в Собрании на посту председателя комитета, но почему-то не делал. Напротив, устанавливал вместе с другими депутатами такие нормативы для Ульяновска, что мы не знали, как выпутаться. Председатель Собрания Сергей Николаевич Рябухин только теперь признал, что бюджет области составлялся дискриминационным по отношению к жителям Ульяновска и что этого не должно быть... А Павлу Михайловичу Романенко я желаю успехов, проблем у города пока много.
Беседовал Геннадий ЯКИМЧЕВ. обратно...
|