В залах Ульяновского областного художественного музея на Новом Венце стоит запах сырой известки. В углах комнат - обширные потеки талой воды. Многих привычных картин в экспозиции нет: их спешно сняли, спасая не от сырости даже, а от воды. Без известных полотен экспозиция выглядит сиротливо.
Чудовищным недоразумением выглядят доски, вставленные между стенами и рамами картин, чтобы уберечь полотна от воды. Кое-что все же не уберегли: местами отошла инкрустация старинной мебели, потоки воды испортили обивку недавно отреставрированного дивана.
Влажность в помещениях музея достигает 95 процентов. Для картин это - медленная смерть. Медленная, потому что влажность скажется на полотнах через много лет, может быть, через сорок-пятьдесят. Именно это произошло с полотном 17 века кисти фламандского художника Питера Снейерса: впитав влагу, краска отошла от грунта. Снейерса еще можно спасти, но для этого потребуется много денег.
Пятьдесят лет здание музея не знало капремонта. Если сегодня ничего не предпринимать, то уникальное собрание музея, в котором около 10 тысяч единиц хранения, погибнет. И это - не паника, не сгущение красок.
Работники музея сами не склонны сгущать краски. В течение последних лет они пытались пробить бюрократическую стену, раз в два месяца обращались за помощью в вышестоящие инстанции. Но областное управление культуры, возглавляемое некогда музейным работником Игорем Кутейниковым, не позволяло им лишний раз беспокоить губернатора Горячева. А позавчера музейщики решили наконец обратиться к журналистам.
"Это означает, что мы дошли до точки", - заявила на пресс-конференции заместитель директора музея Татьяна Верещагина. Она зачитала письмо, которое коллектив музея направил губернатору области Владимиру Шаманову и спикеру Законодательного Собрания Сергею Рябухину. В этом письме положение музея оценивается как катастрофическое. В частности, работники пишут, что живая плесень, вызванная сыростью, поражает мебель, картины, книги, ставя под угрозу сохранность ценнейших произведений 16-19 веков.
Музейщики предлагают власти создать компетентную комиссию для оценки состояния помещения, выделить средства на реставрацию здания и расселить по разным зданиям Художественный и Краеведческий музеи, поскольку из-за тесноты музей может выставлять не более семи процентов своих фондов.
В не менее тяжелом положении находится и Музей современного искусства имени Пластова на ул. Льва Толстого, 51, филиал Художественного музея.
"Здание как губка - в нем по полгода держится вода, а "Теплосеть" и "Водоканал" не могут разобраться, "чья" вода стоит в подвале", - сказала журналистам директор филиала Елена Сергеева. По ее словам, температура в залах музея не поднимается выше 8 -10 градусов при норме 18 - 20, а в этом году был установлен рекорд - 0 - 2 градуса тепла.
"Мы вынуждены отдавать картины во временную экспозицию туда, где им могут создать необходимые условия, - говорит Сергеева. - Это - ценные произведения русского авангарда страховой стоимостью до полумиллиона долларов".
Из-за отсутствия приемлемых условий для картин музей отказывается от серьезных гостевых выставок. Так, ульяновцы не увидели графику Дали и Дюрера. Музей идет на то, чтобы приглашать выставки в межсезонье, в неудобное для посетителей время - лишь бы это было до наступления сырости и холодов.
В то время как работники музея делились своей болью с журналистами, директора музея Евгения Леонтьева рядом с ними не было. В этот момент он сидел в своем кабинете и по просьбе обладминистрации сочинял информацию о состоянии материально-технической базы музея.
"Я 21 год директором, и 21 год твержу об этой катастрофе, - говорит он. - Не скажу, чтобы губернатор Горячев не откликался, но глобальных решений не принимал. Почему не давал денег? Об этом можно только догадываться. Сами знаете: у него были газификация, госпиталь, потом кукольный театр..."
"Наши руководители гордились Пластовым только на словах, - считает Сергеева. - А им стоило видеть, как по стенам музея течет вода, как смотрители спешно снимают картины и сушат тряпками стены".
Последние пять лет деятельность Художественного музея, по словам Верещагиной, не финансируется: деньги выделяются на зарплату работников (разумеется, мизерную, но в письме музейщиков - ни слова о зарплате) и на оплату коммунальных услуг. Остальное музей зарабатывает на билетах: его посещают 150-170 тысяч человек в год. Но этих денег едва хватает, чтобы поддерживать огонь в очаге культуры. Здание же на Новом Венце, которое давно стало лицом города и официально используется как символ области, превращается в руины. Бывшего губернатора по этому поводу беспокоить не рекомендовалось, поэтому музей ждал выборов нового. Пусть он обеспокоится.
Сергей ГОГИН. обратно...
|