За последние два года Ульяновская область стала перевалочной базой для наркодельцов. Об этом открыто говорят сотрудники областных УВД, УФСБ и УБОП.
Ситуация с незаконным оборотом наркотиков настолько обострилась, что Законодательное Собрание и администрация области намерены еженедельно отслеживать деятельность спецподразделения УВД по борьбе с наркоторговцами. Сейчас, по информации пресс-службы УВД, сотрудники этого подразделения разрабатывают комплекс мероприятий по пресечению поставок наркотиков в область. Программа подразумевает помощь властей, ибо своими силами милиция с атакующими область наркодельцами не справляется.
В самом деле, данные за прошлый год по преступности в сфере оборота наркотиков поражают. В 2000 году в Ульяновской области зарегистрировано 1477 преступлений, связанных с наркотиками. Рост по сравнению с 1999 годом произошел на треть. Лидируют Димитровград - 332 зафиксированных случая, Ленинский район Ульяновска - 277 и Заволжье - 263. Всплеск наркопреступности наблюдался и в сельских районах. В Барышском, например, рост зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, составил 200 процентов, в Старомайнском - 300 процентов. Однако это официальная статистика. Специалисты полагают, что на самом деле преступлений совершается в 10 раз больше.
Наркотики попадают к нам из Средней Азии, в основном из Таджикистана. У нас партии зелья разбивают на более мелкие. Часть товара пересылают в Сибирь и западные районы России, часть расходится по точкам Ульяновской области. По некоторым данным, таких точек здесь несколько тысяч. Денежный оборот от продажи наркотиков в области исчисляется миллионами долларов. То есть инфраструктура наркобизнеса достаточно развитая и устойчивая. Это означает дальнейший рост наркомании.
Официально на учете в области стоит сейчас около 11 тысяч наркоманов. Реально их больше примерно в 10-20 раз, полагают в УВД. То есть почти десятая часть населения. Самое страшное заключается в том, что большинство потребителей зелья - люди до 25 лет. В свои сети наркодельцы активно ловят учащихся школ, техникумов, лицеев. Нередко несовершеннолетних разными способами - хитростью, запугиванием - сажают на иглу с тем, чтобы они зарабатывали себе на очередную дозу, распространяя наркотики.
Понятно, что искоренить это зло очень сложно. Правительственная программа борьбы с распространением наркотиков носит декларативный характер и почти не финансируется. Доказать вину сбытчика непросто, да и меры наказания - от 7 до 10 лет лишения свободы - не пугают тех, кто получает миллионные прибыли от наркобизнеса. Тем более что на скамью подсудимых, как правило, попадает мелкая рыбешка. В прошлом году, например, из 1477 зарегистрированных преступлений в сфере оборота наркотиков лишь 414 связаны со сбытом, а на долю организованных преступных групп пришлось всего 34 случая.
Между тем, по мнению старшего помощника прокурора области Василия Зимы, сегодня эффективно бороться с наркоманией можно, лишь разрушая инфраструктуру наркобизнеса. Прокуратура изначально ориентирует работников милиции на пресечение преступной деятельности поставщиков и дилеров, извлекающих огромные прибыли на торговле человеческими жизнями. Оперативники же отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков наперечет знают точки сбыта, но не используют информацию в полном объеме. Отчасти это связано, считают в прокуратуре, со своеобразным подходом руководства органов внутренних дел. Милиционеров обязывают давать хороший показатель, но ведь результат результату рознь. Если оперативник в один момент сдает все наркопритоны, расположенные на его участке, на чем он будет делать статистику завтра? А так можно систематически наведываться в притоны с облавами и брать по несколько покупателей и мелких сбытчиков наркотиков. В итоге показатели получаются неплохие, но борьба с наркобизнесом протекает вяло. Далеко не всегда милиционеры реагируют на жалобы населения о том, что где-то чуть ли не в открытую торгуют наркотиками. В декабре прошлого года, например, в облпрокуратуру с жалобой обратились жители дома №8 по переулку Коммунаров в Новоульяновске. Они сообщили, что в одной квартире продают наркотики. Наркоманы потребляют дурь прямо в подъездах, жильцы дома постоянно подвергаются опасности. Одной женщине подожгли дверь за то, что она пыталась выгнать компанию наркоманов на улицу. Другие постоянно слышат угрозы и брань. Обращения в милицию не помогли. Это письмо направили начальнику областного УВД. Через несколько дней в прокуратуру пришел ответ: информацию проверили, задержали троих сбытчиков. В отношении их возбудили уголовное дело. Спрашивается, что мешало сделать это раньше? И это не единичный случай. В прошлом году прокуратура вскрыла 398 фактов укрывательства от регистрации преступлений, связанных с наркотиками.
Конечно, нерадивых работников наказывают и увольняют. Но если всех уволить, кто будет ловить преступников? Эффективной борьбе с наркодельцами мешает и нехватка материальных средств. Для поимки преступников с поличным необходимо использовать видео-, аудиозапись. Аппаратуры же, как правило, не хватает. О дефиците средств на покупку бензина для авто даже говорить не хочется. Бывали случаи, когда из-за этого не могли выехать на следственный эксперимент. На контрольные закупки наркотиков мечеными купюрами, чтобы задержать торговцев с поличным, тоже нужны наличные. По признанию одного оперативника, их не всегда можно "выбить" у начальства. Однажды ему пришлось рискнуть и использовать свои личные деньги, и одолжить крупную сумму у знакомых, чтобы поймать наркосбытчика.
Действовать таким образом может не всякий опер. Для реализации серьезной программы по искоренению наркобизнеса нужен не только энтузиазм отдельных милиционеров.
По мнению заместителя начальника Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) областного УВД Владислава Киселева, для того чтобы уменьшить поток зелья в область, надо увеличить штат спецподразделения УБНОН. Сейчас его сотрудники испытывают двойную нагрузку. В 20-ти сельских районах вообще нет таких отделов.
А ликвидация поставщиков и сбытчиков наркотиков - процесс трудоемкий и долгий. Для того чтобы укомплектовать штат и создать нормальную материально-техническую базу, ежегодно требуется несколько миллионов рублей. Их нет. В прошлом году, например, обладминистрация предусмотрела выделить под программу борьбы с наркотиками 10 миллионов рублей, из них лишь 500 тысяч - для нужд правоохранительных органов. Но денег наркоборцы так и не увидели.
Кроме того, ставить заслон наркотикам надо сообща всем спецслужбам: УФСБ, УБОП, таможням. Необходимо больше внимания уделять профилактике наркомании - организовать досуг молодежи, чтобы она не шаталась по улицам и не просиживала в подъездах. Может, стоит применять принудительное лечение от наркозависимости с изоляцией наркоманов. Киселев опровергает мнение о том, что милиционеры намеренно не ликвидируют точки по продаже наркотиков. "Показатели - показателями, а жизнь - жизнью. На самом деле стационарных точек мало, они постоянно перемещаются. Торговцы зельем применяют свои системы паролей, сигналов, имеют постоянную клиентуру. Дело не в нежелании ликвидировать притоны, а в сложности этой работы и нехватке сотрудников", - сказал Киселев.
Ирина КОРНОУШЕНКО. обратно...
|