Производство на Ульяновском автомобильном заводе - бюджетообразующем предприятии области - сегодня остается убыточным. В августе прошлого года завод вообще был на грани остановки. После того как к руководству УАЗом пришло ОАО "Северсталь", положение стало постепенно выправляться. Затраты на рубль товарной продукции снизились с 1,22 руб. в сентябре до 1,08 руб. в декабре. Однако до благоденствия еще далеко. Эти и другие факты прозвучали в четверг на пресс-конференции с участием руководителей ОАО "УАЗ" - и старых, и новых, присланных в Ульяновск "Северсталью".
Сейчас сам УАЗ выживает, говоря юридическим языком, за счет роста кредиторской задолженности: гасить долги ему помогает стратегический инвестор - холдинг "Северсталь". Инвестор, по словам директора автозавода по стратегии Виталия Несиса, надеется, что УАЗ в конце концов заработает рентабельно. Например, уровня безубыточности на автозаводе намечено достичь к апрелю 2001 года. За счет чего?
Жесткое сокращение затрат, жесткое внимание к качеству продукции и хорошая организационная структура - таковы, по мнению Несиса, слагаемые успеха, которые до конца не используют сегодня ни ГАЗ, ни ВАЗ. Сейчас на УАЗе внедряется пять основных программ развития: тотальной оптимизации производства (совсем недавно началась "пилотная волна"), эффективных систем закупок и сбыта, социального партнерства, жесткого бюджетирования. Решено поощрять лучших поставщиков комплектующих деталей, так как 64 процента себестоимости автомобиля составляют комплектующие. Решено реорганизовать систему сбыта. Продажа автомобилей только за деньги, равные льготы для всех дилеров - это введено с ноября. Сейчас идет перезаключение договоров с дилерами. По словам директора по сбыту Сергея Черкашина, все основные дилеры продолжили работу с УАЗом, появилось полтора десятка новых. Но работы в этом направлении хватает: как признался Черкашин, сегодня покупателю со стороны нужно потратить два-три дня, чтобы приобрести автомобиль на заводе, хотя в идеале оформление покупки должно занимать день. Немало зависит от колебания цен и платежеспособности населения. Отдельная тема - продажа ульяновских вездеходов на экспорт. Сегодня за рубеж уходит лишь около 4 тыс.машин в год - в Монголию, Ирак, Северную Корею. Но здесь многое упирается в качество: теперь и в Африке не берут все подряд.
Сокращение затрат неумолимо ведет к сокращению кадров. Однако тут, по словам генерального директора Павла Лежанкина, решено идти наименее болезненным путем: отпускать всех уходящих (на пенсию, на другую работу) и никого пока не принимать. В перспективе, когда производство на УАЗе вырастет вдвое, численность работающих увеличат до 30 тыс.человек.
Пока же на заводе к росту объемов автомобилей подходят взвешенно. Задачу такую ставят (и в два раза - тоже), но с оговоркой: рост оправдан только тогда, когда каждая машина приносит прибыль. Поэтому ситуацию не форсируют. В прошлом году УАЗ выпустил 84872 автомобиля - 104,6 процента к уровню 1999 года. На 2001 год намечено 90000, грузовых и легковых примерно поровну. Это для УАЗа далеко не предел, но все зависит от удачного сбыта. С начала нынешнего года УАЗ отгрузил потребителям 4000 вездеходов (оплачено 4500), в феврале планирует 6000. По мнению Черкашина, сейчас особенно востребован "УАЗ-39094" ("фермер" со сдвоенной кабиной), а хорошие перспективы у "УАЗ-31519" (легковой, с двигателем 100 л.с.). Дело в том, что в России снижены акцизы на большие двигатели, и разрыв цен между машинами с большим и маленьким движками сократился в несколько раз.
Техническая мысль на УАЗе тоже не стоит на месте. Вот лишь несколько направлений инженерных разработок: повышение ресурса ведущих мостов, повышение управляемости автомобиля, применение дисковых тормозов в серийных моделях. Есть пятилетняя программа освоения семейства малотоннажных машин. Ближайшая задумка - вариант пикапа. Считается, что эта модель через год-два станет наиболее популярна в России.
Владимир ПУГАЧЕВ.
обратно...
|