В ответ на публикацию в "СК" от 5 января 2001 г. "Утверждение о том, что квартплата и плата за коммунальные услуги в Ульяновске ниже, чем в соседних регионах, не соответствует действительности", хотелось бы пояснить некоторые факты и уточнить ряд цифр, приведенных автором Василием Мельником.
Действительно, многие местные СМИ долгое время внушали ульяновцам мысль, что платят они за жилищно-коммунальные услуги, благодаря "заботам" губернатора, всего 13% от их себестоимости. На самом деле на сегодняшний день жители города оплачивают 36,4% себестоимости всех коммунальных затрат. Но и это составляет довольно значительную сумму: за двухкомнатную квартиру со всеми удобствами семья из трех человек платит 261,71 руб. К сожалению, себестоимость ульяновского жилья действительно выше, чем в соседних регионах и превышает федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.метр (на 2001 год по Поволжскому региону она составляет 10,7 руб.; затраты же на жилье в нашем городе на 1.01.2001 г. - 12,41 руб.). Тому есть как объективные, так и субъективные причины.
Основной причиной высокой стоимости коммунальных услуг является высокая стоимость тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. Их основной поставщик - городские ТЭЦ. Как известно, заволжская ТЭЦ-2 работает на мазуте, а он в 4 раза дороже газа. Только на сутки нормального отопления городу нужно шесть миллионов рублей на мазут и полтора миллиона - на газ. Имей Ульяновск бюджет порядка двух миллиардов рублей (то есть около половины всего бюджета области), значительную часть затрат можно было бы компенсировать за счет средств города. К примеру, так поступают в Самаре, снизив за последние годы долю оплаты по отдельным категориям квартиросъемщиков на 20-30 процентов. Наша реальность такова, что и бюджет Ульяновска мизерный, и доходы жителей не выдерживают никакой критики. Тактика областных властей, выраженная в сдерживании роста заработной платы в течение 1993-1996 гг., оказалась ошибочной, сегодня это очевидно. Получая пресловутую дешевую потребительскую корзину, мы отстали в доходах, оказались "финансово неконкурентоспособными" и совершенно не готовыми к резкому росту цен на энергоносители - ни в разрезе местных бюджетов, ни в рамках средней ульяновской семьи.
Мало того, Ульяновску не хватает и собственной электроэнергии - ее приходится закупать в других регионах по более высоким ценам. Под давлением накопившихся проблем, 25 мая 2000 г. областная энергетическая комиссия, возглавляемая тогда бывшим губернатором, приняла решение о резком увеличении тарифов на электроэнергию для населения и юридических лиц в (1,8-2 раза), а также за газоснабжение коммунально-бытовых нужд населения. Это сделало очень проблематичным выполнение самого болезненного пункта протокола, подписанного во время приезда в Ульяновск полпреда С.Кириенко - о повышении тарифов на отопление и горячее водоснабжение.
Если сравнить тарифы на горячее водоснабжение и отопление в Ульяновске с аналогичными в других городах Поволжья, то станет ясно, что наши тарифы намного ниже.
Тариф за отопление (1 кв.м) Тариф за ГВС (с 1 чел.)
Ульяновск 0-35 5-00
Самара 0-65 14-40
Саратов 2-52 25-20
Казань 0-78 7-17
Пенза 1-20 12-01
Средний уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг за 2000 год по РФ составил 60% от фактических затрат.
Население с учетом повышения тарифов с 1.01.2001 года на электроэнергию оплачивает за ЖКУ в расчете за 1 кв.м жилья в месяц 4,52 руб., что составляет от федерального стандарта 42,2%. Если учесть утвержденный федеральный стандарт уровня оплаты населением ЖКУ в размере 80% от их стоимости, то оплата до конца года должна увеличиться почти в 2 раза и составить 9,04 рубля с 1 кв.м. Именно исходя из федеральных стандартов федеральным бюджетом будут выделяться трансферты.
В то же время администрация города внимательно следит, чтобы рост тарифов на ЖКУ как можно меньше затронул незащищенные слои населения. С этой целью город не спешит с доведением максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до федерального стандарта - 22%. В настоящее время этот уровень составляет всего 12%. А это означает, что гораздо большее количество семей в настоящее время имеют право на получение субсидий на оплату ЖКУ.
Любое изменение в системе оплаты населением жилья и коммунальных услуг будет увязываться с уровнем доходов и мерами по социальной защите малообеспеченных категорий граждан, а также с мероприятиями, направленными на снижение издержек производства жилищно-коммунальных услуг и повышения качества обслуживания потребителей.
Лидия АНИСИМОВА, заведующая отделом цен мэрии г.Ульяновска,
Александр ЩЕРБАКОВ, руководитель пресс-службы мэрии г.Ульяновска. обратно...
|