С 1.01.2001 г. порядок исчисления и уплаты НДС регулируется главой 21 НК РФ "НДС". В Методических рекомендациях по применению гл.21 (утвержденных приказом МНС РФ № БГ-3-03/447 от 20.12.2000 г.) сказано, что никаких особых изменений в порядке исчисления и уплаты НДС не произошло. Однако это не так. В подтверждение рассмотрим основные нововведения, которые так или иначе затрагивают интересы большинства налогоплательщиков.
С 1 января 2001 года в состав плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели (ИП). Поскольку порядок освобождения от обязанностей плательщика налога, предусмотренный ст.145 НК РФ (новый текст этой статьи опубликован только 5.01.2001 г.), по трактовке налоговых органов, противоречащей НК РФ, фактически заработает лишь с 1.04.2001 г., то в течение первых трех месяцев года все без исключения ИП вынуждены уплачивать НДС и, естественно, выписывать счета-фактуры, вести книги покупок и книги продаж.
А так как соответствующая разъяснительная работа практически не велась, многие ИП оказались попросту не готовыми к этому. И еще, только 17.02.2001 г. опубликован приказ МНС РФ № БГ-3-03/23 от 29.01.2001 г., утвердивший (в соответствии со ст. 145 НК РФ) форму заявления на освобождение от НДС и перечень необходимых документов для такого освобождения (этот перечень значительно превышает требования ст.145 НК РФ). "Повезло" тем ИП, которые уплачивают единый налог на вмененный доход, так как они освобождены от уплаты НДС.
Одна из проблем ИП, как же ему произвести вычет НДС при покупке за наличный расчет.
Откроем ст.493 ГК РФ: выдача продавцом покупателю кассового или товарного чека есть надлежащая форма договора розничной купли-продажи. Других договоров, предусматривающих выдачу кассовых чеков, законодательство не предусматривает (!). Однако по договору купли-продажи (ст.492 ГК РФ) товар приобретается для личного (семейного, домашнего) или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Следовательно, расчеты с ИП, приобретающим товары (работы, услуги) в предпринимательских целях, должны сопровождаться оформлением приходного кассового ордера.
Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму НДС на налоговые вычеты в размере налога по приобретенным товарам (ст.171 НК РФ). Порядок применения этих вычетов (ст.172 НК РФ) одинаков для всех налогоплательщиков. Для применения вычетов должны быть соблюдены следующие условия: наличие счета-фактуры; наличие документов, подтверждающих фактическую уплату суммы налога.
Если расчеты производятся безналично, проблем не возникает: есть и счет-фактура, и платежное поручение. А если купили за наличные, что делать с НДС?
В п.40 Методических рекомендаций (приказ МНС РФ № БГ-3-03/447 от 20.12.2000 г.) указано, что для получения вычетов нужно всего-то представить кассовый чек с выделенной суммой НДС и счет-фактуру по установленной форме. К сожалению, руководство МНС РФ забыло, что в кассовом чеке сумма НДС отсутствует. Пункт 6 ст.168 НК РФ гласит: на ценниках, ярлыках товаров, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
Кроме того, на просьбу ИП выдать счет-фактуру продавец может отослать его к п.7 ст.168 НК РФ, где сказано, что при реализации за наличный расчет требования по выставлению счетов-фактур считаются выполненными при выдаче кассового чека.
Получается, что для продавца кассовый чек выполняет функцию счета-фактуры, а для покупателя он не обладает таким свойством. Замкнутый круг. Причем не только для ИП, но и для организаций.
Необходимо законодательно признать, что кассовый чек для применения налоговых вычетов по НДС имеет значение счета-фактуры для всех.
Для ИП проблема может быть решена еще проще: при расчетах наличными продавец выписывает им "приходник", а при расчетах наличными ИП не должен приравниваться к физическим лицам (основание ст.11 НК РФ).
Организации-налогоплательщики оказались вынуждены срочно перестраиваться на новые правила, которые во многом отличаются от старых.
Во-первых, с 1.01.2001 г. изменился перечень операций, являющихся объектами обложения НДС: добавились операции по передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд (подп. 2 п.1 ст.146 НК РФ); выполнение строймонтажных работ для собственного потребления (подп.3 п.1 ст.146 НК РФ). Нужно отметить, что в Методических рекомендациях МНС имеется некорректность по этим вопросам по отношению к 21 главе НК РФ. Поэтому неправильная трактовка совершаемых предприятием операций может привести к ошибкам в определении налоговой базы и соответственно к занижению (завышению) суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Во-вторых, с 1.01.2001 г. действуют новые правила определения налоговой базы в отдельных хозяйственных операциях, в частности: при реализации с/х продукции и продуктов ее переработки, закупаемых у физических лиц (п.4 ст.154 НК РФ); при реализации имущества, учитываемого на балансе по стоимости с учетом НДС (п.3 ст.154 НК РФ); при реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (п.6 ст.154 НК РФ); при выдаче заработной платы в натуральной форме (п.2 ст.154 НК РФ); при реализации товаров по договорам комиссии (поручения, агентирования) - п.1 ст.156 НК РФ; при получении процентов по полученным в счет платы за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процентов по товарному кредиту (подп.3 п.1 ст.162 НК РФ).
В-третьих, много вопросов вызывает новый порядок применения налоговых вычетов. Например, нерешенным остается вопрос о возможности применения налоговых вычетов при приобретении товаров по наличному расчету у организаций розничной торговли, а также при приобретении ГСМ по наличному расчету через АЗС.
Сказанное выше позволяет судить о том, насколько велики те изменения, которые вступили в силу с введением в действие части второй (гл.21) НК РФ. При этом также видно, что МНС РФ в своих Методических рекомендациях пошло по пути высказывания своей собственной точки зрения, которая зачастую имеет мало общего с нормами гл.21 НК РФ и во многом основывается на правилах, действовавших до 1.01.2001 г.
Совершенно естественно, что такой подход вызывает много нареканий как со стороны налогоплательщиков, так и работников налоговых органов. Стало известно, что в настоящее время МНС РФ готовит изменения и дополнения к Методическим рекомендациям (в том числе и с учетом изменений и дополнений в гл.21 НК РФ по Закону № 166-ФЗ от 29.12.2000 г.).
Михаил ТУРОВЕР, зам. председателя Совета Ульяновской общественной организации "Общество защиты прав налогоплательщиков".