Ночь под новый 1979 год запомнилась ульяновцам жутким холодом. От сорокаградусного мороза разорвало котлы на Засвияжской ТЭЦ. Город остался без тепла. Люди были обречены на замерзание.
Мы попросили вспомнить о катастрофе бывшего директора Ульяновских теплосетей Виктора Васильева (на снимке), который принимал участие в ликвидации страшной аварии.
Звонок во время праздника
31 декабря, примерно в девять часов вечера, в ульяновских квартирах стало холодать. Но народ не сразу заметил это. Приближался Новый год, и многие уже вовсю отмечали праздник.
О снижении температуры в теплосети сразу же сообщили тогдашнему директору Ульяновских тепловых сетей Виктору Васильеву. Он уже вместе с гостями садился за праздничный стол, но сердце словно чувствовало неладное. К тому же синоптики обещали усиление мороза до минус 35. Виктор Исаевич обзвонил всех своих заместителей, попросил по возможности не злоупотреблять спиртным несмотря на праздник.
В 3 часа ночи в квартире директора ульяновских теплосетей снова раздался звонок. "Виктор Исаевич, серьезная авария на ТЭЦ-1, прекращена циркуляция воды", - сообщил диспетчер. Через 30 минут Виктор Васильев был уже на диспетчерском пункте теплосетей. Там же находились почти все ведущие энергетики города. Связались с ТЭЦ. Оператор по станции подтвердил, что авария произошла в водогрейной котельной.
Кипяток в 125 градусов бил фонтаном
В предновогодние дни в Ульяновске стояли тридцатиградусные морозы. А в новогоднюю ночь, впервые за столетнюю историю наблюдения за погодой, температура воздуха понизилась до минус 41,8 градуса по Цельсию.
От сильных морозов не выдержала водогрейная котельная, которая была сделана по южному варианту и рассчитана на 20-градусный мороз. Верхняя часть котлов и других агрегатов находились не в помещении, а на самом верху котельной. Чтобы избежать разрыва котлов ТЭЦ, решили остановить насосы. Но во время этой операции произошел гидравлический удар, в результате которого разорвало коллектор на отводе одного из котлов. Образовался шов, из него фонтаном стал бить кипяток (температура воды в сети была плюс 125 градусов). К счастью, никто из персонала ТЭЦ не пострадал.
К месту аварии в три часа ночи прибыл начальник "Ульяновскэнерго" Федор Гринин, который и возглавил работы по ликвидации ЧП на самой станции.
Срочно сформировали аварийные бригады. Но к котельной было не подойти. Огромный столб кипятка бил из трубы, поднимаясь ввысь на несколько десятков метров. Вокруг него - тяжелые клубы серого пара. И все как в тумане. Снизили температуру, но подойти к котельной все равно было невозможно. Тогда и было принято единственное решение - отключить систему отопления и, соответственно, горячую воду. Как только система была остановлена, оперативный персонал станции начал сбрасывать воду с теплоцентрали, чтобы не разморозить ее.
А тем временем в турбинных и котельных цехах ТЭЦ возникла новая опасность. В помещениях образовался страшный туман, из-за которого невозможно было работать. Появилась реальная угроза потерять всю станцию. Рабочие начали выбивать большие стекла окон. Необходима была хоть какая-то циркуляция воздуха.
Уже первого января был создан областной штаб по ликвидации аварии, который возглавил секретарь обкома Евгений Сазонов. В столицу ушло тревожное сообщение: "В Ульяновске в новогоднюю ночь на ТЭЦ произошла авария. Город остался без тепла". Штаб поставил задачу всем предприятиям, заводам города подключиться к аварийным работам. Были распределены участки, на которых необходимо было восстанавливать дома и отводки теплосетей.
"Холодная война"
Ульяновцы в новогоднюю ночь веселились и гуляли. Лишь утром первого января, когда в квартирах стало не больше 5 градусов тепла (за окном - минус 35о), многие протрезвели в буквальном смысле слова. Никакой информации не было. Пришлось довольствоваться слухами. Говорили, что на станции произошел взрыв и погибло много народа. Люди неохотно верили в это, но понимали: на ТЭЦ действительно что-то случилось. Те, кто был посмекалистее, быстро слили воду из труб теплоснабжения в своих домах, укутали батареи и тем самым не дали системе разморозиться. К сожалению, не все ульяновцы додумались до этого. В результате аварии пострадало около 400 домов. В многоэтажках лопались трубы, а там, где батареи были встроены в панель, произошло вспучивание. Радиаторы от мороза разрывало на куски.
Прошли сутки. Температура в квартирах опустилась до 2 градусов тепла. Люди надевали на себя теплые вещи, вплоть до шапок-ушанок. Согревались как могли. Вспоминает ульяновец Владимир Никифоров: "Мы включали две конфорки газовой плиты, я ставил вентилятор, и поток теплого воздуха шел в комнаты. Все батареи укутали теплыми вещами".
Замерзали не только люди, замерзали и домашние животные. Многие ульяновцы на ночь закутывали своих любимцев в теплые одеяла. Кошки и собаки спали рядом со своими хозяевами. Но у многих тогда от переохлаждения погибли рыбки и птички.
Из воспоминаний Татьяны Захаровой: "Мы грели на газе три ведра воды и ставили их посредине комнаты. От этого становилось немного теплее. Надели на себя все, что можно было. Жили на кухне, разложили диван и на нем всей семьей спали. Кухня была самым теплым местом в квартире. А вот с обогревателями в то время была проблема. Их невозможно было достать".
Из-за аварии продлились зимние каникулы.
Но к морозам добавилось новое бедствие. Начался сильный снегопад. За сутки выпал метровый слой снега. Все эти беды - авария на ТЭЦ, замерзающий город, а теперь снегопад - только сплотили ульяновцев. Многие горожане вышли на расчистку дорог и завалов. В город прибыли дополнительныеармейские части и подразделения милиции. На улицах можно было увидеть даже танки, с помощью которых военные расчищали снег.
Справились за 17 дней
Помощь шла со всего Советского Союза. Тысячи вагонов с радиаторами и трубами прибыли за одну неделю в Ульяновск. Из соседних городов приехали бригады сантехников-добровольцев. В домах в срочном порядке началась замена отопительной системы. Ставили новые батареи.
Все трансформаторы были сняты с предприятий, с их помощью прогревались замерзшие трубы. Большую роль в ликвидации аварии сыграло некогда мощное предприятие "Ульяновскстрой", которое располагало всеми необходимыми ресурсами. Ведь только началось строительство авиакомплекса и в город поступало строительное оборудование. Не хватало лишь времени. Газеты упорно молчали, не разглашая причины аварии. Лишь по радио, в коротких выпусках новостей, сообщалось, как идут восстановительные работы. Через три-четыре дня после катастрофы в домах ульяновцев стало поступать тепло. И за 17 дней последствия аварии были практически ликвидированы.
Разбор полётов
В городе работала комиссия Минэнерго СССР, которая после всех восстановительных работ дала свое заключение.
- Безусловно, виноват был мороз, - говорит бывший директор Ульяновских тепловых сетей Виктор Васильев. - Для ульяновских широт южный вариант станций не приемлем. Тем не менее назвали и виновных. В то время кто-то должен был за все ответить. Главных инженеров ульяновских теплосетей и ТЭЦ исключили из партии и уволили с работы. Руководство ТЭЦ и теплосети не уволили только потому, что городская теплосистема была сохранена и не пострадали основные магистральные трубопроводы. Потом в течение года была произведена реконструкция станции. Приехали проектировщики из Москвы, которые сразу же внесли коррективы, допроектировали ТЭЦ. С 1979 года станция стала выдерживать в среднем 31 градус мороза.
Если, не дай Бог, такое ЧП произойдет сегодня, то локализовать аварию мы быстро не сумеем. "Игры" же властей и энергетиков с понижением температуры в теплосети тоже до добра не доведут.
Арсений КОРОЛЕВ.