То яма, то канава
Прошедшее десятилетие стало самым тяжёлым в 25-летней истории "Авиастара". Его преследовали интриги, аферы и кризисы
На вольные хлеба
В начале 90-х к власти в России пришли люди, которые заявили о создании рыночных отношений. Государственное участие в экономике стало менее явным. Президент Ельцин принимает решение пустить гражданскую авиапромышленность на вольные хлеба. Потому что государство не в состоянии было поддерживать эту отрасль. Ульяновский авиационно-промышленный комплекс (УАПК) был передан бесплатно трудовому коллективу. Появляются первые акции "Авиастара". Сотрудники завода верили, что с помощью акционирования можно поднять авиапромышленность. К тому времени в этой отрасли был сильнейший упадок.
В 1992-1993 годах осуществляется второй выпуск акций на сумму 200 млн руб. Реализовано же их было на 340 млн. Тогда по всей стране развернулась мощная кампания по купле-продаже ценных бумаг. Все это позволило какое-то время "Авиастару" держаться на плаву, наметилась небольшая стабильность. Плюс ко всему завод получил налоговые льготы.
В 1996 году закончился режим преобразования предприятия и у ОАО "Авиастара" началась самостоятельная жизнь. В это время прошел бум по скупке акций АО. Многие сотрудники завода смекнули, что лучше продать эти ценные бумаги, пока они чего-то стоят. В 1996-1997 гг. из 43 тысяч акционеров половина рассталась со своими акциями. То яма, то канава
Игра в одни ворота
Но жизнь АО постепенно ухудшалась. Были отменены налоговые льготы, и в 1995 году "Авиастар" практически перестал продавать самолеты.
В 1997 году происходят перемены и в самом руководстве "Авиастара". Вместо Виктора Михайлова генеральным директором становится Геннадий Коротнев. А председателем совета директоров Александр Поляков. В это время на заводе не было ни одного заказа на постройку самолетов, кроме контракта с египетской фирмой "Като Ароматик". Контракт предусматривал постройку и покупку 200 самолетов "ТУ-204": в течение 5 лет - 30 самолетов и реально в ближайшее время 5 самолетов по цене 6 миллионов долларов США за штуку. Египетский контракт был подписан в марте 1996 года, возможно, от бессилия руководства АО. Продавать самолеты без двигателей по цене 6 миллионов долларов США было, как считают на "Авиастаре", самым настоящим преступлением. Но контракт вступил в силу. Завод взял первый транш в размере 2,5 млн долларов, и его необходимо было отрабатывать. Тем самым "Авиастар" невольно втянули в невыгодную для него игру. Новое руководство было вынуждено продолжить контракт. Чтобы разорвать его, необходимо обращаться в зарубежный суд.
Экспансия
Часть денег транша проели, и руководство "Авиастара" стало искать другие средства. Обратились к отечественным банкам. В 1997 году 10 процентов акций АО "Авиастара" было "отдано" Инкомбанку. Получено 37 млрд рублей. Это позволило заводу некоторое время прожить, выплачивать заработную плату и выполнять египетский контракт.
В 1998-1999 годах в счет долгов перед местным бюджетом руководство АО "Авиастара" отдает 12 процентов акций администрации области. За все время существования АО еще не было иностранных инвестиций. Зато в декабре 1997 года на вторичном рынке ценных бумаг 35 процентов акций "Авиастара" приобретают западные компании. При этом цена акций была копеечной. У "Авиастара" оставались большие проблемы: долги перед банками за кредиты и государством за льготные налоги. Все это парализовало работу предприятия. К тому же, согласно новому Закону РФ, 35 процентов акций западных компаний лишали АО "Авиастар" возможности производить продукцию двойного назначения (т.е. и оборонного). В капитале предприятия западные фирмы могут быть представлены не более 20 процентами.
"Авиастар"
против доктора Камаля
Руководство "Авиастара" пошло на неординарный, хитрый ход, не вполне законный, с нарушением прав акционеров. Чтобы вывести основное имущество из-под влияния западного акционера, создается ЗАО "Авиастар-СП". Это была, по признанию инициаторов схемы, вынужденная мера, защита от экспансии. Государство на нарушения закрыло глаза. Таким образом появилось новое предприятие, защищенное от управления иностранными акционерами. "Авиастар-СП" продолжает контракт с "Като Ароматик". В это время появляется еще один контракт с Красноярском по закупке "ТУ-204", есть предложения и от отечественных авиакомпаний.
В ноябре 1998 года уходит второй самолет для "Като Ароматик". 2000 год для "Авиастара-СП" становится удачным: продано 4 самолета "ТУ-204", достроен один "Руслан" для авиакомпании "Волга-Днепр". Но зрел конфликт. Продолжать контракт с "Като Ароматик" дальше было нельзя. Продавать самолеты за 6 млн долларов США при их себестоимости в 12 млн - самый настоящий грабеж. Но партнер не хотел и слышать о пересмотре цены хотя бы первых 5 самолетов. За продажу самолетов, предусмотренных по контракту, завод получил бы всего 24 млн долларов вместо 48. Но даже из 24 млн долларов 6 млн так и не были получены. В 1998 году Россию поразил экономический кризис.
С этого времени руководство "Авиастара-СП" открыто стало заявлять, что цена на "ТУ-204" завод не устраивает. И после пяти машин продавать "ТУ-204" за бесценок он больше не будет. Фактически в 1999 году контракт с египетской фирмой был приостановлен. Доктор Камаль предлагал увеличить цену до 7,5 млн долларов за самолет. Но и это бы не спасло завод.
Именно в это время "Аэрофлот" заявляет о покупке иностранных лайнеров типа "Боинг", "Эйр Бас" по льготной цене. Огромную роль в развале отечественной авиапромышленности многие сотрудники самолетостроительных предприятий приписывают зятю Ельцина Окулову, возглавлявшему тогда "Аэрофлот", и сыну Анодиной Плешакову, который занимался вопросами сертификации самолетов. Именно с их подачи многие российские авиакомпании стали эксплуатировать западные машины.
Под крыло государства?
С приходом к власти нового президента авиапромышленники стали питать надежды на возрождение. Что наконец вступит в силу лизинговый механизм реализации самолетов, как это делается в странах ЕС и США. Многие считали, что только государство сможет поднять авиаотрасль. В конце 1999 года - начале 2000 контрольный пакет акций ЗАО "Авиастар-СП" передается новому образованию "Туполев", т.е. государству. Но ошиблись. В 2000 году государство не смогло вывести авиаотрасль из ямы.
В начале 2001 года к руководству "Авиастара-СП" обратилось "Новое содружество" с предложением принять участие в инвестиционном проекте авиазавода. Одобрено это было и в Росавиакосмосе. 70 млн долларов США вселяли надежды. Но проблем не убавлялось. Нет определенности с "Като Ароматик". Приостановлен договор с авиакомпанией "Волга-Днепр", которая неудачно поменяла партнеров на международном рынке авиаперевозок и потеряла часть заказов. А ведь именно "Волга-Днепр" был солидным заказчиком "Авиастара" Под нее специально был восстановлен сборочный цех для "Русланов". Но заказов не было. Красноярский контракт тоже потерпел фиаско. Дело в том, что ранее Красноярск расплачивался за самолеты энергоресурсами. Сейчас от него требуют живых денег.
"Крестный отец"
"Новое содружество" казалось спасательной палочкой. Но, не имея политической поддержки, проект обречен на провал.
На "Авиастаре" вновь кризис, который должен разрешиться в сентябре этого года ("СК" об этом уже писал). Одновременно у авиазавода появились и новые проблески. Прежде всего это связано с салоном МАКС-2001, где демонстрировался ульяновский "ТУ-204". Самолет осмотрел президент РФ Владимир Путин и, судя по реакции, лайнер ему понравился. После этого "ТУ-204" заинтересовались авиакомпании. Возможно, что Путин станет "крестным отцом" детища "Авиастара" и "ТУ-204" заменит-таки старый парк отечественных самолетов.
Арсений КОРОЛЕВ.