Обреченная на безымянное существование скульптура не так давно в Художественном музее нашла свое название. Правда, у этой 11-сантиметровой бронзовой скульптуры имелось название, только научные сотрудники музея и не догадывались, что оно неверно. В каталогах скульптура значилась как "Сатир и Нимфа", XIX век. Поступила из собрания Владимира Мещеринова, украшала его рабочий стол в селе Спешневка. Но автор скульптуры долгое время был неизвестен.
На "Сатира и Нимфу" легла тень безнадежности. Как вдруг, просматривая сборник сообщений Государственного музея "Эрмитаж", искусствоведы увидели знакомый абрис, который посеял сомнение: ульяновский целующийся дуэт - не Сатир и Нимфа.
В сообщении Эрмитажа была представлена та же эротическая пара, только в другом ракурсе. Называлась скульптура "Подаренный поцелуй", сообщалось, что она сделана с модели выдающегося скульптора Франции XVII века Гудона. Ему принадлежат знаменитая скульптура Вольтера, сидящего в кресле, Вашингтона, Екатерины II, французских революционеров. Никто и представить не мог, что феноменальный монументалист мог обратиться к легкомысленным сюжетам.
Для "Подаренного поцелуя" Гудон взял сюжет из стихотворения Лафонтена. Целующийся дуэт обрел огромную популярность среди современников, с нее еще при жизни Гудона были сделаны копии из фарфора, терракоты, бронзы.
В угоду своим поклонникам скульптор решил создать ответ на "Подарок" - "Возвращенный поцелуй". С него также было сделано множество копий, которые сохранились сейчас только в музеях Берлина, Лондона, Павловска, Королевском дворце Стокгольма и в Художественном музее Ульяновска. Подлинный мрамор Гудона до наших дней не дожил, а может быть, и где-то "затаился", ожидая своего часа.
Алсу ИДРИСОВА.