Почти десять лет ждавший своей очереди, не без эмоций и шума принятый наконец в июле нынешнего года Государственной Думой Закон "О политических партиях" не получил в ульяновских СМИ широкого освещения и дискуссии. А жаль, поскольку, по мнению большинства российских политологов, новый Закон приведет к кардинальному пересмотру правил политической жизни в России.
В целом Закон представляет собой набор шагов в правильном направлении, призванный сократить количество партий до разумных пределов, одновременно превратив их в монополистов избирательного процесса.
Отныне, чтобы получить право на существование, партия должна насчитывать в своих рядах не меньше 10 тысяч членов, иметь региональные организации, насчитывающие не менее 100 членов в более чем половине регионов Российской Федерации. Она должна представлять своих кандидатов на различные местные и региональные выборы, а в противном случае будет запрещена. Государство будет финансировать политические партии, если те наберут более 3% голосов на парламентских или президентских выборах. Общероссийские политические объединения, созданные до вступления в силу Закона, вправе преобразоваться в политические партии в соответствии с настоящим Законом в течение двух лет со дня его вступления в силу.
Поскольку новый Закон предписывает партиям участвовать в выборах на местном уровне, это может существенно партизировать предстоящие через два с половиной года выборы в Законодательное Собрание области и последующие за ними выборы глав администраций области и города.
В прошлые годы эти выборы проходили преимущественно в непартийном ключе, и к такому повороту событий большинство из политических партий, действующих в нашем регионе, пока не готовы (отсутствие достойных, "проходных" лидеров и собственных СМИ, рыхлость организационной структуры, слабость партийных рядов, нехватка финансовых ресурсов и пр.).
За небольшим исключением в Ульяновской области пока еще не сложилось устойчивых и пользующихся доверием политических партий, способных решать задачи своего представительства во властных структурах.
Трудно прогнозируемой остается и возможная реакция населения на такого рода нововведения, поскольку общеизвестна негативная реакция большинства ульяновских избирателей на партийную принадлежность кандидатов.
Все вышесказанное должно подтолкнуть существующие в регионе политические организации к активизации своей организационно-партийной и информационной работы. Отныне за свои поражения, провалы на выборах своих лидеров, снижение поддержки избирателей, им предстоит отвечать самим. Это должно заставить их более ответственно и взыскательно подходить к вопросам организации своей деятельности и обеспечению ротации кадров. Это тем более актуально, что большинство региональных политических организаций на протяжении последних 4-8 лет возглавляют одни и те же лица, не сумевшие за это время превратить свои организации в действенный политический инструмент, а своим личным участием провалившие не одну избирательную кампанию.
Процесс упорядочения партийной системы должен оказаться, на мой взгляд, позитивным и в том плане, что подтолкнет общество к радикальной смене элит, ускорив уход старой партийной "гвардии".
В течение времени, отводимого на перерегистрацию, число партий, действующих на территории Ульяновской области, может сократиться с нескольких десятков, в лучшем случае, до 7-10. Как свидетельствует опыт развитых демократических государств, такого количества партий вполне достаточно для выражения интересов широких слоев населения.
И.о. директора Центра политологии и духовной культуры Николай ВАСИН.