UCOZ Реклама

Свежий номер...

Вторник. 26 декабря № 197



"Афганцы" и сегодня держатся вместе


27 декабря 1979 года советские войска вошли в Афганистан. Сначала это назвали интернациональной помощью братскому народу, потом - вторжением. Но что ни говорили политики, для многих это была самая настоящая война. Более 2,5 тысячи ульяновцев прошли Афганистан, 108 наших земляков-военнослужащих не вернулись из боя.
Те 18-летние пацаны, воевавшие в горах Паншера и Кабула, уже стали взрослыми мужчинами, у каждого семьи. Да и общество за экономическими передрягами и чеченской войной как-то забыло "афганцев".
В канун Дня памяти воинов, погибших в Афганистане, мы попросили ульяновских "афганцев" вспомнить дороги "непонятной" войны.
У незнакомого кишлака, на безымянной высоте
Геннадия Кузьминова призвали в армию сразу же по окончании техникума, в 1983 году. В военкомате дали понять, что служить будет в Афгане. Сначала Геннадия отправили в учебку под Фергану. Каждый день выезжали в горы, учились стрелять и вести бой. Но вместо шести месяцев учебки он пробыл там всего три. Однажды приехал майор из Афгана, не кривя душой сказал: "Тяжело нашим, позарез нужны бойцы". 150 "добровольцев" из учебки в тот же день вылетели в Кабул.
Не успели парни толком акклиматизироваться, как полк подняли по тревоге: "На перевале Паншер душманы обстреливают нашу колонну". Но когда бойцы прибыли на подкрепление, то увидели страшную картину. В живых никого не было, кругом горели машины, танки... И ни одного душмана.
А свой первый бой Геннадий помнит до сих пор. Произошло это спустя неделю после расстрела колонны. "Духи" захватили высоту. Начали обстрел. Поступил приказ: во что бы то ни стало взять высоту, душманов уничтожить. Но головорезы были хорошо вооружены. Пошла первая рота. "Духи" ее обстреляли. Наши солдаты попадали на камни. И снова атака - теперь вперед пошли БТРы, за ними - десантники. Как только БТРы подошли к высоте, "духи" открыли огонь из гранатометов. Взять душманов наскоком не получилось. Пошли на хитрость, обошли высоту и только тогда уничтожили врагов. В ходе боя потеряли несколько человек. А первым погибшим из тех ребят, кто приехал с Геннадием из учебки, стал рядовой Зайцев. БТР, на котором он ехал, подорвался на фугасе. Все, кто находился наверху, остались живы. Стрелок Зайцев ехал внутри машины.
Сколько было этих боевых выходов, сопровождений колонн, крупных операций, Геннадий уже и не помнит. Уходили из части на две-три недели, жили в горах, в БТРах, в палатках - одним словом, где придется. Однажды Геннадия с группой бойцов послали на зачистку "зеленки" (зеленая местность. - Авт.). Мимо нее должна была пройти груженная оружием и продуктами колонна из Газни. Как только машины прошли, Геннадий вышел из засады и... нарвался на растяжку. Дикая боль пронзила ногу. Подбежали бойцы, сделали обезболивающий укол, ввели два тюбика промидола, потом забинтовали ногу и стали вызывать вертолет. Но по рации никто не отвечал. Командир принял решение везти Геннадия в полк на БТРе. Потом был госпиталь в Ташкенте и Ленинградская военно-медицинская академия, где лечились тяжелобольные "афганцы". Там военные хирурги и приняли решение ампутировать Геннадию ногу.
- Ничего, привык, на первый взгляд и не скажешь, что инвалид, - говорит Геннадий. - Даже работаю в Ульяновской региональной общественной организации воинов-инвалидов в Афганистане.
За боевые заслуги Геннадий Кузьминов награжден медалью "За отвагу".
Страх приходит после боя
Рамису Халиуллову довелось служить в Афганистане в самом начале. Это был 1980 год. Только-только наши войска вошли в горную страну. Рамис проучился в учебке всего месяц, и необстрелянного пацана направили в Афганистан, на самый южный рубеж.
- То, что я нахожусь на войне, я понял, когда однажды ночью вышел из палатки, а вокруг - трассирующая стрельба, все небо в огнях, грохот, - вспоминает Рамис. - Вообще во время боя страха не ощущаешь. Эмоции приходят позже.
Тогда, в начале 80-х, душманы только постигали азы военного искусства. Им еще не помогали ни Америка, ни Пакистан. Они даже стреляли по нашим из кремниевого оружия. Советская армия значительно превосходила их по вооружению. Но фанатизму "духов" не было предела. Они могли обвязаться гранатами и с криками "Аллах Акбар!" броситься на наших бойцов. Или один "дух" мог стрелять по всей колонне, пока не погибнет. И вот однажды такой фанатичный душман чуть не отправил Рамиса на тот свет. Рамис замыкал колонну десантников, которые переходили через горы. Немного задержался, чтобы посмотреть, почему заклинило пулемет. Пока выяснял, в чем дело, отстал от своих. Бросился догонять. А душманы, как призраки, всегда появлялись из-за огромных камней. И вот Рамис только свернул за скалу, как вдруг перед ним возник бородатый "дух". И приставил винтовку ко лбу. Вывел его на дорогу и отошел в сторону. Рамис уже простился с жизнью. Но на все воля Божья. "Дух" выстрелил, да задел лишь плечо. Рамис молнией сунул рожок в автомат и открыл огонь. Со всей злостью полосовал душмана, пока не кончились патроны.
- Душманы любили запугивать наших солдат, - говорит Рамис. - Однажды напичкали нашего пленного бойца наркотиками, потом сняли с него кожу - с живота до головы - и подвязали. Получилось нечто вроде "тюльпана". И этого полуживого солдата подбросили на дорогу, где должна была пройти колонна. Солдат живой, в страшном дурмане, боли не чувствует. Его подобрали, но ничего сделать уже не смогли. Как только наркотики отступили, десантник умер от болевого шока.
С погибшими товарищами прощались без помпезных речей и торжественных маршей. Друзья собирались в тесном кругу и поминали. Коечку погибшего не занимали 40 дней. А труп бойца помещали в цинковый гроб (этим занималась спецкоманда) и в сопровождении офицера и двух солдат отправляли на родину. Тогда и появилось это страшное словосочетание - "груз-200".
Каждый вечер солдатам показывали кино. В основном патриотические фильмы, типа "В зоне особого внимания".
- Смотришь кино на открытой местности, а там, за экраном, где-то далеко идет бой, летают "вертушки", истребители, - вспоминает Рамис. - А вот любви не было. Помню, под трибунал пошли несколько военнослужащих, которые пробрались в кишлак и изнасиловали местных девушек. Любовь была только к Родине.
Однажды во время движения колонны Рамиса подстрелил снайпер. Попал в ногу. На "вертушке" его отправили в Кандагар, потом - в Ташкент.
- Афган мне снился лишь первые месяцы после службы, все стрелял по ночам, шел в бой. Сейчас другие проблемы.
За боевые заслуги при выполнении интернационального долга в Афганистане Рамис Халиуллов награжден орденом Красной Звезды.
Память
Ульяновские "афганцы" стараются держаться вместе. Работает региональная общественная организация воинов-инвалидов в Афганистане, председатель которой - Рамис Халиуллов. Силами этой организации проведен вечер памяти, посвященный погибшим воинам в афганской войне. 18 вдовам дали памятные подарки, троим инвалидам-"афганцам" - по телевизору. На все мероприятие было затрачено более 50 тысяч рублей, помогли спонсоры. Командир 31-й ВДБ полковник Капустин вручил десятерым "афганцам" юбилейные медали "70 лет ВДВ". А завтра все "афганцы" соберутся на площади 30-летия Победы у монумента погибших воинов в Афганистане, где возложат цветы и гирлянду.
Арсений КОРОЛЕВ.
обратно...

Hosted by uCoz