Летом была завершена заказанная руководством области научно-исследовательская работа по оптимизации структуры и функций исполнительных органов власти региона. Московскому ЗАО «Аудиторско-консультационная группа «Развитие бизнес-систем» из облбюджета за исследование и разработку оптимальной структуры областных исполнительных органов власти было заплачено более пяти миллионов рублей. Аудиторы предложили из существующих сейчас 22-х исполнительных органов госвласти оставить десять. Руководство области планирует рекомендации выполнять, но не все сразу. Поназывали и так, и эдак Действующая структура исполнительных органов власти региона, по заключению аудиторов, позволяет реализовывать их основные полномочия. Но, указано в результатах исследования, в организации работы властных органов имеется немало недостатков. Например, построение структуры органов исполнительной власти и наименование их структурных единиц идут вразнобой. В руководстве области есть министерства, департаменты, управления, отделы, комитеты и инспекции. Исследователи предложили включать отдельные департаменты в министерства и укрупнять управления, заменяя ими департаменты. Это, считает руководитель аппарата губернатора и правительства Светлана Опенышева, должно сказаться на качестве выполнения органами власти указаний губернатора: «Губернатор отписывает зампредседателю правительства по распределению обязанностей, зампредседателя - министру, министр - начальнику департамента, потом идет начальник управления, начальник отдела, и только затем начальник отдела дает поручение непосредственному исполнителю. Такая ступенчатость сказывается негативно на качестве выполнения поручений». При этом, отмечает Опенышева, не надо говорить о сокращении численности работников ведомств, ведь их функционал уменьшен не будет. Речь может идти только о сокращении количества начальников. Исследование также показало, что в зоне ответственности руководителей области имеются разнородные функции. К примеру, первый зампредседателя правительства Александр Пинков курирует промышленность и транспорт, а еще и соцзащиту - министерство труда и соцразвития Александра Васильева. При этом над Васильевым есть еще один начальник - зампредседателя правительства Тамара Девяткина, которая курирует социальный блок. «Губернатором уже было сказано: разъединяйте или как», - говорит Опенышева. В нынешнем положении, указывает она, непонятно, с какого из замов председателя правительства спрашивать, если какое-то поручение подчиненным ему министром не выполнено. Нет законных оснований Подтвердило исследование и избыточность вспомогательных структурных подразделений в отдельных органах исполнительной власти. Это подразделения, отвечающие за кадровые и финансовые вопросы. Их предложено сокращать за счет передачи функций на аутсорсинг. Кроме того, в рамках исследования был проведен анализ выполняемых органами власти функций. Оказалось, что некоторые функции разные ведомства дублируют. К примеру, функция установления тарифов на газ значится и у минстроя, и у минэкономики. Другие министерства прихватили себе непрофильные функции и функции, которые не закреплены за ними законодательством. В итоге посчитано, что на 263 из 1244 функций, исполняемых органами власти, нет правового обоснования. Сейчас органы власти озадачили приведением документов в соответствие. К контролю за процессом планируют подключить Счетную палату области. «Потому что министерствам не очень хочется что-то у себя урезать или что-то еще написать», - объясняет Опенышева. Руководитель аппарата главный по политике Оптимальной аудиторы назвали структуру органов госвласти из пяти блоков: политического, социального, финансово-экономического, инфраструктуры и промышленности. Во главе каждого из блоков должен стоять зампредседателя правительства. Во главе политического блока, который основывается на аппарате губернатора и правительства, - руководитель аппарата. Занимающей это место Светлане Опенышевой недавно начали оформлять должность замгубернатора, что, считает она, обосновано и выводами исследования. «Почему идет наделение полномочиями меня как руководителя аппарата, - говорит она. - По уставу я присутствую на заседаниях правительства, но не являюсь членом правительства. А так как я обеспечиваю работу губернатора, если я пойду на должность зама председателя правительства, то зампредседателя не может спросить с первого зама, потому что он встает ступенькой ниже. А по протокольному старшинству руководитель аппарата стоял всегда вторым. Происходит приведение в соответствие, никакого дополнительного функционала у меня не будет, тот, который уже есть, - он и так велик». На данный момент органы исполнительной власти поделены на шесть, а не на пять оптимальных блоков - в отдельный блок выведен АПК, которым руководит совмещающий должности зампредседателя правительства и министра сельского хозяйства Александр Якунин. Из 22-х существующих сейчас внутри блоков органов исполнительной власти, согласно исследованию, должны остаться десять. Представительство области при правительстве России предлагается включить в аппарат правительства, а из него перевести в министерство экономики департаменты развития предпринимательства и инвестиций и внешних связей. Департамент массовых коммуникаций превратить в управление. Министерство строительства, ТЭК и ЖКК предлагается переформировать в министерство строительства и развития территорий, включив в него существующий сейчас отдельно департамент госимущества и земельных отношений. Отдельные сейчас департамент культуры и комитет по культурному наследию отнести в министерство образования, которому добавить приставку «и культуры». Если идеи аудиторов воплощать в жизнь, говорит Опенышева, расходы на органы власти можно сократить не на запланированные в следующем году 30 процентов, а на все 45. Но «с органами власти совещание было проведено и не очень положительно было всеми воспринято», добавляет она. В исследовании, впрочем, говорится о том, что в условиях кризиса резкое изменение структуры органов власти не является предпочтительным. В итоге руководство области решило пойти по менее жесткому сценарию, также предложенному аудиторами, - выводить некоторые блоки. К примеру, департамент инвестиций уже переходит в минэкономики. И передавать часть функций на внутренний аутсорсинг. Следующим этапом, обещают в облправительстве, все же будет исполнение более жесткого варианта структуры. Если финансово-экономическая ситуация позволит, начать его выполнение планируют уже в следующем году. Пока же сокращения коснутся кадровиков и бухгалтеров - работников вспомогательных структурных подразделений, на избыточность которых указали аудиторы. На сегодня уже прорабатываются варианты сокращения таких подразделений и передачи их функций на внутренний аутсорсинг - с органа власти на внутренние отделы. К примеру, таким образом предлагается поступить с кадровой работой в департаменте массовых коммуникаций, комитете по госконтролю в сфере природопользования, комитете по культурному наследию, комитете по контролю и надзору в сфере образования, управлении ветеринарии, государственной жилищной инспекции, государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и инспекции госстройнадзора. Сейчас в каждом этом ведомстве есть по одному человеку, который выполняет кадровую работу. Но нагрузку этих восьми единиц могут взять всего три человека, которым ее и планируется отдать. То же должно происходить и с бухгалтерией ведомств.