UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 19 сентября 2009 года №104(3272)


На виду
Полдня свободы


Досье «Бульдозерная выставка» состоялась 15 сентября 1974 года на пустыре в районе Беляево-Богородское (Москва). Организована живописцами, скульпторами и графиками, находившимися в оппозиции к искусству соцреализма. Инициаторы выставки - художник Оскар Рабин, поэт и публицист Глезер и другие. Выставка была сметена бульдозерами (отсюда название), машинами, милицией. Акт вандализма вызвал возмущение в СССР и за рубежом. 29 сентября 1974 года художники получили возможность устройства первой официальной выставки (Москва, Измайловский парк). Последующие репрессии принудили некоторых художников к эмиграции. В 1974—80 годы страну покинули Эрнст Неизвестный, Олег Целков, Оскар Рабин и многие другие.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь.
Неформальная выставка на задворках столицы стала логическим завершением хрущевской оттепели. Спустя 35 лет оцен ки тех событий расходятся. Но как бы то ни было, очевидно, что бульдозерная выставка открыла миру советское неофи циальное искусство и стала частью не только и, может быть, даже не столько ис тории искусства, а истории России вооб ще. И те, кого советская власть считала шарлатанами, сегодня зачислены в клас сики искусства ХХ века.
Атака «садоводов» Группа художников, не входивших в официальные советские художественные союзы и организации, договорилась показать свои работы всем желающим на опушке Битцевского лесопарка. Инициаторами показа выступили коллекционер Глезер и 13 художников: Оскар Рабин - основной лидер нонконформизма, Воробьев, Жарких, Комар, Меламид, Мастеркова, Немухин, Рухин, Александр Рабин (сын Оскара Рабина), Ситников, Холин, Штейнберг, Эльская.
По данным разных участников выставки, на месте к ним присоединилась еще одна группа живописцев, которые пришли поддержать своих товарищей. Присутствующие включали примерно 20 художников и группу наблюдателей, которая состояла из родственников и друзей художников, а также журналистов Западных информагентств. Картины были развешены на импровизированных стойках, изготовленных из деревянного мусора.
Однако несмотря на небольшой размах события, оно весьма серьезно было воспринято властями. Примерно через полчаса после начала выставки к месту ее проведения была направлена группа, включающая три бульдозера, водометы, самосвалы и около сотни милиционеров в штатском, которые стали теснить художников и собравшихся зрителей. Часть картин была конфискована.
«Три бульдозера двинулись на художников.
Один наехал на Рабина, и он повис на бульдозере. Бульдозер шел, а Рабин висел, поджав ноги. И выяснилось, что всем этим бульдозеристам дали выпить, как перед атакой», - вспоминает Александр Глезер - один из организаторов выставки, а ныне коллекционер и директор Музея современного русского искусства в американском Джерси-сити.
Формально все выглядело как гневная реакция группы работников по благоустройству лесопарка.
«Садоводы'BB были из органов - дело в том, что официально власти не могли отказать в проведении вернисажа - соответствующее заявление было подано заранне, а закон подобные акции не запрещал.
«Озеленители» не просто проехались техникой по картинам, но и избили некоторых иностранных журналистов, приехавших вместе с художниками. Художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…».
После этого события, вызвавшего громкую реакцию в зарубежной прессе, советские власти вынуждены были уступить и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайлово двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Новая выставка представляла работы уже не 20, а более чем 40 художников, длилась четыре часа и привлекла, по разным данным, около полутора тысяч человек. Участник выставки - известный график Борис Жутовский - отмечал, что качество картин на вернисаже в Измайлово было несравнимо ниже, чем на первой разгромленной выставке в Беляево, из-за того, что там были выставлены только лучшие работы, многие из которых были уничтожены. Впоследствии, преимущественно в зарубежных СМИ, четыре часа в Измайлово часто вспоминали как «полдня свободы».
Бульдозерист был пьян В 2006 году в «Живом журнале», в интернете, Никита Мендкович описал свою версию тех событий. Вот выдержки из его публикации, названной «Кровавая гебня и бульдозерная выставка».
«Собственно говоря, миф о бульдозерной выставке - часть большего мифа о гонениях на неофициальное искусство в СССР… В живописи выход из неофициального в официальное искусство возможен через выставки… Была ли такая возможность в СССР? Была. Такие выставки проводились в основном «в редакциях, НИИ, небольших ДК»… Трудность еще в том, что участие в выставке не гарантирует известность, заметят , не заметят - лотерея. Скандал вокруг своего имени поднять трудно: пресса еще не публикует отчетов о бракоразводных процессах и дебошах среди «золотой молодежи»… Тут только тупой не поймет, что нужна выставка и пара политических заявлений… Дело за малым: выбираем место, собираем художников, алчущих славы, предупреждаем иностранных журналистов и дипкорпус… «Авантюристам» пришлось идти на дело, т.е.
на пустырь без авторитетов. Зато не подвели журналисты и дипломаты - пришли и стали смотреть. Тут и произошла трагедия.
О, ужас тебе, неофициальная живопись: пришли «люди в штатском»! «Героико-трагическая история о машинах (лучше всего запомнились бульдозеры, но были и другие), которые шли на живых людей с картинами, осталась в памяти…» - пишет «Время Новостей» (16 сентября 2004).
Да, Боже, что это за машины были? Танки?
Да нет: кроме бульдозеров были самосвалы и грузовики. А еще был плакат: «Все на субботник!». Да что за чушь, право слово. Где же люди в штатском?
Были вот они: «В густом тумане виднелась пара самосвалов с зелеными саженцами за бортом, хилая землечерпалка и темный силуэт бульдозера. Вокруг тяжелой техники, ощетинившись лопатами, вилами и граблями, замер грозный враг - землекопы и садоводы великой державы».
Вот тебе и «кровавая гебня». Оказывается, там был всего лишь субботник по благоустройству территории (для того и техника), который совпал с неформальной выставкой.
Что сделали бы нормальные люди в таком случае? Отошли бы на 100-200 метров, благо местность открытая и зритель не заблудится. Но это было бы скучно… Эпизод с «машинами, которые давили людейи картины» - чушь. Бульдозер наехал на картины, потому что бульдозерист был пьян («Известия», 16 сентября 2004). Из людей никого, естественно, не задавили… Да, картина, которая видна из мемуаров, мало согласуется с современными антикоммунистическими шаблонами, но против фактов не попрешь. Никто не виноват, что «демонстрация свободолюбивых художников» на страницах мемуаров выглядит как «афера», направленная на скандал и раскрутку участников. Вместо репрессий - обычная кухонная драка. Вместо гонений на неофициальную живопись - миф и туман».
А хотели на Красной площади Многие годы спустя один из участников «бульдозерной выставки», вынужденный эмигрировать во Францию - художник Валентин Воробьев, - вспоминал, что по первоначальному плану собраться хотели на Красной площади. Когда у организаторов возникла идея московской окраины, Воробьев не отказался только из солидарности. Вот как он описывает те события в публикации «Независимой газеты».
«Всю ночь хлестал дождь, и наш пустырь превратился в грязную лужу с гнилыми кустами посредине. На пригорке дымился почерневший костер. В густом тумане виднелась пара самосвалов с зелеными саженцами за бортом, хилая землечерпалка и темный силуэт бульдозера. Вокруг тяжелой техники, ощетинившись лопатами, вилами и граблями, замер грозный враг - землекопы и садоводы великой державы. Отступать было некуда. Позади собирались доходный дипкорпус и желанное телевидение, а впереди стоял вооруженный русский народ. Я… и мои соседи на правом фланге, Комар и Меламид, с картинами наперевес двинулись на противника. Не успели мы войти в грязную лужу, как грузовики угрожающе заворчали и объемистые землекопы с криком «Бей жидов, спасай Россию!» принялись нас уничтожать поодиночке. Один свирепый богатырь всадил лопату в мою беззащитную живопись и с отвращением бросил в грязь, как Георгий Победоносец подколодного змия.
Позабыв о тактике Льва Толстого, единогласно принятой на общем собрании, я саданул богатырю в нос. Он взревел, завыл и, вытирая кровавые сопли, кликнул товарищей. Вчетвером они легко меня сбили с ног, вилами проткнули любимую кепку, намяли бока и с прихватом по всем членам лихобросили в лужу.
Знакомому иностранцу, снимавшему сцену народной расправы, богатыри съездили по зубам и сломали камеру. Барахтаясь в гнусной луже, я видел одним глазом, как роскошная картина Мастерковой полетела в кузов самосвала, где ее тотчас же затоптали, как охапку навоза. Большую фанеру Комара и Меламида с изображением собаки Лайки и Солженицына неприятель разломал на дрова и подло бросил в костер. Правый и левый фланг, бросая искусство на милость погромщиков, с боями отступили на безопасный тротуар.
Пестрая толпа зевак, разбившись на кучки, толкалась по грязному пустырю, громко обсуждая из ряда вон выходящее происшествие.
Окончательной расчисткой поля боя занялись пожарники. За полчаса ледяного душа они сумели разогнать толпу артистов и зевак. Рать садовников и землекопов молча оседлала грузовики и скрылась за дремучим лесом. Остатки любопытных разбежались как крысы, ныряя в метро и в машины. Так выглядел мой творческий вклад в «бульдозерный перформанс» 15 сентября 1974 года, с двенадцати до двух часов дня.
Назавтра безымянный пустырь стал прибыльным делом.
В мой подвал на улице Щепкина,4 завалился незнакомый шизофреник по фамилии Бондаренко и похвастал тем, что загнал иностранцу картину с «бульдозерной выставки», где «она» сражалась за свободу творчества. Я тут же смекнул, что поправлять и возражать бесполезно.
Теперь этот известный в России авангардист аккуратно отмечает в своей творческой биографии мифическую дату, как известные академики не забывают объявить свои почетные титулы.
«Бульдозеры» растаскивали все, кому не лень. По приказу властей профсоюз работников культуры, составлявший опись андеграунда, обнаружил, что участников «бульдозеров» было не одиннадцать, как мне известно, и не двадцать четыре, как вычислил архивариус Леонид Талочкин, а более трехсот!
О «бульдозерном перформансе» писали газеты. Нештатным художникам, к которым пристал и штатный живописец Тяпушкин, получивший Звезду Героя не за искусство, а за оборону Москвы от нашествия немцев в 1941 году, власти, обеспокоенные шумом мировой прессы, уступили просторную поляну Измайловского парка, где собралось не менее десяти тысяч зрителей. Художников было очень много, день выдался солнечный и веселый, но власти думали о мести. Назавтра посыпались аресты, штрафы, приводы в милицию».

Софья РЫЖОВА. Источники: «Независимая газета», wikipedia.org.ru., ural.ru, community.livejournal.com, traditio.ru, «Известия», x-books.com.ua.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz