Досье ОАО «АвтоВАЗ» (РТС:AVAZG, ММВБ:RU0009071187) крупнейшая автомобилестроительная компания России. Официальное наименование: полное - Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ», краткое - ОАО «АвтоВАЗ». Предыдущие названия Волжский автомобильный завод (ВАЗ) (1966-1971), Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» (с 1971). Ранее выпускал автомобили марки «ВАЗ» с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока», «Приора». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»), которые продавцы и потребители по-прежнему часто именуют «ВАЗами». Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок «ВАЗ», «Lada» и «Ока». 20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов. С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран. 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101» «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «Fiat-124», но собранных целиком из локализованных комплектующих. 24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая должна была выпускать 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Госкомиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года - после выпуска миллионного автомобиля; указом Президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Проектная мощность завода - 660 тысяч автомобилей в год. Концерн «АвтоВАЗ» впервые признал, что выпускает автомобили «чрезвычайно низкого» качества, и назвал себя неэффек тивным почти по всем пунктам. На эту не публичную, а «внутреннюю» оценку ссыла ется агентство «Reuters», в распоряжение которого попала копия презентации бизнес плана завода. Ее приготовили для вицепре мьера РФ Игоря Шувалова. Концерн просит у государства еще 70 миллиардов рублей помощи. Плохое качество автомобилей «Lada» частично объясняется «низким каче ством покупных комплектующих». «Авто ВАЗ» так и остался зависимым от монополь ных поставщиков, не смог наладить систему «узловой сборки и поставки», говорится в презентации. Собственная дилерская сеть «АвтоВАЗа» остается «неэффективной», эк спорт «заброшенным», восприятие марки «неудовлетворительным». При этом сбыт ориентирован «на возможности производ ства, а не на заказ потребителя», а в объеме поставок «Lada» на региональные рынки и их потенциале наблюдается «дисбаланс», ут верждается в презентации. Официально в самом концерне утечку и положения доку мента комментировать не стали. Монополия рухнула Ни приход государства к управлению «АвтоВАЗом» в начале 2006 года, ни стратегическое партнерство с французским «Renault», купившим 25% акций российского автогиганта в начале 2008 года, не сделали производство завода эффективным: предприятие имеет «отрицательную рентабельность операционной деятельности», «высочайшую долговую нагрузку», а также констатирует «отсутствие собственных средств на развитие», цитирует «Reuters». Государство уже помогло «АвтоВАЗу». Весной премьер-министр Владимир Путин во время поездки на завод распорядился выделить предприятию беспроцентную ссуду на 25 млрд рублей. Эти деньги уже израсходованы: концерн рассчитался с поставщиками, работниками, погасил некоторые из кредитов. Кроме «АвтоВАЗа», такой эксклюзивной поддержки не удостоилось ни одно предприятие. Но Путин тогда еще решил, что до 2013 года «АвтоВАЗ» больше не получит госпомощи. В этом году «АвтоВАЗ», по прогнозу авторов презентации, получит убыток в размере 35,7 миллиарда рублей, а в 2010 году, даже при условии докапитализации, - 8,7 миллиарда убытка. На конец 2009 года общий долг «АвтоВАЗа» составит 83,96 миллиарда рублей. При этом на инвестиционную программу концерну в 2010 году потребуется как минимум 9,5 миллиарда рублей. Завод отстал в «технологиях конструирования», у него нет платформы и «собственных конкурентоспособных разработок и ноу-хау», а сроки и затраты на разработку новых продуктов больше, чем у основных конкурентов. «Кардинально повысить качество» «АвтоВАЗ» признал также, что у него отсутствуют «четкие цели и стратегия», но в презентации цели уже сформулированы. Первая из них - «избежать банкротства». Кроме того, «АвтоВАЗ» хочет «кардинально повысить качество», обновить модельный ряд, поставив на конвейер к 2014 году три модели, реорганизовать производство... В обновлении модельного ряда «АвтоВАЗ» намерен сфокусироваться на «ультрабюджетных» (до 250000 рублей) и «бюджетных» (250000-400000 рублей) моделях и допускает, что ему удастся выйти в «стандартный» сегмент (более 400000 рублей). Ультрабюджетный сегмент базируется на существующих моделях «классике» и семействе «Samara». Стратегия «АвтоВАЗа» в этом сегменте, названном «приоритетным», предполагает постановку в производство в 2012 году новой модели на платформе «Kalina» по цене от 190000 до 225000 рублей и себестоимостью 147000 рублей. Предполагаемые инвестиции в этот проект в 2009-2014 году - 10,3 миллиарда рублей. Пока предварительный расчет дает себестоимость модели в размере 170000 рублей, законченного технического решения по ней нет, к тому же автомобиль будет конкурировать с подержанными машинами, отмечается в презентации. Модель должна будет заменить «Kalina» и выпускаться в объеме 300000 штук в год. Второй сегмент - автомобили класса B на совместной со стратегическими партнерами «Renault» и «Nissan» платформе B0 на замену «Lada Priora». Инвестиции в этот проект «АвтоВАЗ» хотел бы разделить с «Renault». Но это только один из «возможных проектов», говорится в презентации, бизнес-оценка по нему пока не готова. Больше проработаны планы по производству универсала и фургона на этой платформе, программа производства 70000 штук автомобилей в год стоит 11,6 миллиарда рублей. У «АвтоВАЗа» есть и проект производства автомобиля класса C по цене от 375000 до 500000 рублей, но пока «принято решение о повторном рассмотрении в конце года», говорится в презентации. Кому миллиард, кому - безработица Губернатор Самарской области Владимир Артяков не вернул, как обещал публично, премиальные, полученные за время работы на «АвтоВАЗе» (он в 2006-2007 годах занимал пост президента компании), передает «Самара Бизнес Консалтинг». Речь идет о сумме в 1,5 миллиарда рублей. История с бонусом выглядит некрасиво на фоне гигантских проблем «АвтоВАЗа», где до конца года должны уволить около 30 тысяч человек. «Сколько рабочих могли бы получить помощь, зарплаты! Ведь 1,5 млрд рублей - огромная сумма даже по меркам волжского завода. А невыполнение обещаний спровоцирует еще большее недовольствов и без того неспокойном регионе», - высказался на этот счет депутат Госдумы Виктор Илюхин. Сокращение численности сотрудников ОАО «АвтоВАЗ» до 75 тысяч человек произойдет в январе-феврале 2010 года, сообщил РИА «Новости» руководитель первичной профсоюзной организации ОАО «АвтоВАЗ» Николай Карагин. По словам Карагина, из 27,5 тысячи сокращаемых работников 13 тысяч составят пенсионеры, 5,5-6 тысяч - люди предпенсионного возраста, которые уйдут на пенсию раньше срока, и реально под сокращение попадут 7 тысяч человек работоспособного возраста. К началу 2012 года около 6000 из 26,7 тысячи уволенных будут снова востребованы на «АвтоВАЗе» для работы на новой линии, принятой совместно с компанией «Renault». До этого людям будут предложены временные рабочие места в Тольятти, работа на строительстве объектов особой экономической зоны, проект которой обсуждается в правительстве РФ, и переобучение сроком до пяти-шести месяцев с выплатой стипендии. В дальнейшем от 3000 до 5000 человек планируется занять на предприятиях особой экономической зоны. Особая экономическая зона – это проект по производству на «АвтоВАЗе» электромобилей, велосипедов, детских игрушек из импортных комплектующих. Для этого министерство намерено привлечь ведущих зарубежных производителей из Китая, Гонконга, Японии и Польши. «Это унизительно именно с точки зрения перехода работников высоких технологий на производство детских товаров», - заявил лидер профсоюза «Единство», сопредседатель межрегионального профсоюза работников автомобилестроения Петр Золотарев. Он отметил, что таким образом страна потеряет квалифицированных специалистов. Массовые увольнения на «АвтоВАЗе», если руководство компании пойдет на этот шаг, подтолкнут рост безработицы в стране и вызовут мощный социальный протест, считает президент Национальной ассамблеи специалистов в области труда и социальной политики Николай Волгин. Бомба остановила конвейер Популярность ВАЗовских моделей в России - в их «народных названиях». Как окрестили своих безальтернативных в советское время «лошадок» россияне? Вот некоторые перлы. «Копейка» -«ВАЗ-2101». «Шаха» или «шоха» - «ВАЗ-2106». «Зубило» - первое поколение серий «Samara» и «Спутник», начиная с 2108 и кончая 21099-20. Иногда «зубилом» называют и второе поколение «Samara» (2113-2115), отличающейся от поздних инжекторных версий первого только внешним видом и предустановленными антикрыльями. «Калина» - «Лада «Калина». «Матрешка» «ВАЗ-2112». «Беременная антилопа» (за характерный вид задних колесных арок) - «ВАЗ2110». «Тазик», или «Таз» - пренебрежительное название всех автомобилей, выпускаемых заводом, используемое в критических материалах СМИ либо российскими общественными активистами, выступающими против повышения пошлин на ввоз автомобилей иностранного производства и поддержки «АвтоВАЗа» за счет средств из госбюджета. Практически все модели часто называют просто по номеру: «четверка» (2104, 21043, 21047), «двенашка» (2112), «девятка» (2109, 21092, 21093) и так далее. А вот еще такие факты. Автомобили «ВАЗ» самые угоняемыми в Москве (по данным за январь-сентябрь). «АвтоВАЗ» стал первым предприятием в СССР, на котором в 1983 году с помощью логической бомбы в компьютерной программе был остановлен сборочный конвейер.