С 1 января текущего года выдача лицензий предприятиям, занимающимся строительными, проектными и изыскательными работами, была прекращена. Окончательно же система лицензирования перестанет действовать 1 января 2010 года. Фактически деятельность всех тех, кто строит, с этого дня будет вне закона. Единственная возможность остаться на рынке # вступить в саморегулируемую организацию (СРО). Но сделать это, как оказалось, непросто и под силу далеко не каждой организации. Не приведет ли нововведение к коллапсу в строительной отрасли, а за ним и взлету цен на квадратные метры? Создавать некоммерческие партнерства строителей требует Градостроительный кодекс РФ и Закон «О саморегулируемых организациях». С 1 января 2009 года, согласно этим законам, государственное лицензирование строительной деятельности было заменено саморегулированием. Иными словами, с этого года прекращена выдача новых гослицензий. Допуск к проведению проектных, изыскательных, строительных, ремонтных работ берут на себя СРО, объединяющие предприятия по отраслевому принципу. Предполагается, что профессиональные сообщества будут следить за качеством выполняемых членами СРО работ и нести ответственность, в том числе материальную, за результаты работы входящих в них партнерских организаций. На 1 января 2008 года в Ульяновской области насчитывалось 1079 подрядных и строительных организаций, в том числе 76 крупных и средних и 1003 - малых. Как отметил пресс-секретарь областного министерства строительства Александр Рябушко, ситуация с того времени не изменилась. Уже сейчас ясно, что через горнило создаваемого в регионе филиала некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Межрегиональное объединение строителей» (НП СРО «МОС») пройдут не все. Новые правила допуска на строительный рынок довольно жесткие. По словам представителя НП СРО «МОС» в Ульяновской области Дмитрия Даренского, помимо сдачи полного пакета документов, необходимо, чтобы предприятие прошло проверку, включающую обязательный выездной контроль. Также обязательно наличие в организации квалифицированных кадров, работающих на постоянной основе, имеющих достаточный трудовой стаж, в компании должно регулярно проводиться повышение квалификации сотрудников, строгие требования предъявляются к материально-технической базе для выполнения конкретных видов работ. Помимо всего этого, строительной организации необходимо внести 300 тысяч рублей в качестве компенсационного взноса и 100 тысяч рублей как взнос вступительный. Очевидно, что при всех предъявляемых к членам СРО требованиях в проигрыше остаются малые строительные фирмы, многих из которых новые правила игры вынудят объединяться, работать вне закона или же уходить с рынка. Несколько руководителей ульяновских строительных и ремонтных предприятий на условиях анонимности (люди все-таки сохраняют надежду войти в СРО) согласились рассказать о несправедливости новой системы. До настоящего времени на каждый вид строительной деятельности каждая такая организация получала лицензию. Выдавались они (до 1 января 2009 года) за немалые деньги и сроком до пяти лет. С созданием СРО действие их прекращается в одностороннем порядке, причем без всякой компенсации затрат, понесенных в свое время предприятием на получение этих разрешительных документов. В то же время вхождение в СРО требует сегодня от строительных фирм значительно больших затрат - 400 тысяч рублей только официально, хотя, как признаются строители, на самом деле сумма доходит до миллиона. Принцип СРО таков, что в создаваемый при нем совет должны войти крупные игроки строительного бизнеса, после чего именно они станут диктовать условия. В период кризиса, уверены представители малых фирм, все выгодные заказы будут распределяться между ними, «малышам» же будут доставаться лишь крошки с барского стола, да и то не всегда. Особые претензии вызывает тот факт, что резкая отмена государственного регулирования строительства чревата в первую очередь тем, что пока не разработаны технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к строительной продукции; механизм выдачи допусков на определенные виды работ в рамках СРО может попросту превратиться в профанацию, не исключено, что с высокой степенью коррупционной составляющей. Простого потребителя больше волнует другой вопрос: не приведет ли введение системы СРО к росту цен на квадратные метры. Определенно ответить на вопрос, как поведут себя цены, сейчас не берется никто, однако большинство экспертов сходятся во мнении, что повышения стоимости недвижимости все же стоит ожидать. Главный аргумент - монополизация, к которой так или иначе в новых условиях будет двигаться строительная отрасль. Мелкие строительные фирмы в ряде регионов, не согласные с некоторыми требованиями СРО, создают свои альтернативные объединения и пишут письма в адрес правительства страны с требованием отсрочить введение новых правил. Для того чтобы за несколько лет на практике плавно отработать сами механизмы саморегулирования и дать возможность найти место в новых условиях малому бизнесу, о котором власть так печется. На словах.