Крупнейший автопроизводитель России ОАО «АВТОВАЗ» - объявил об остановке конвейера на месяц. Для Ульяновской области, где расположены более сорока предприятий-поставщиков автозавода, это грозит банкротством и массовой безработицей. В сообщении пресс-службы завода говорится, что решение о приостановке производства товарных автомобилей с 1 по 31 августа принято руководством компании с целью приведения объемов производства в соответствие со спросом на рынке и необходимостью сокращения затрат при условии сохранения рабочих мест. Такая формулировка означает, что ситуация куда сложнее, нежели временная приостановка главного конвейера предприятия. Дело в том, что, стараясь оптимизировать свои расходы, «АВТОВАЗ» предложил своим поставщикам не выгодную для них систему оплаты. Введенная вексельная система предполагает по сути лишь частичную оплату продукции, да еще с солидной отсрочкой. Параллельно автозавод рассылает поставщикам письма с требованием снизить отпускные цены на продукцию на 10 процентов. Условия, ставшие кабальными, выдерживают не все автокомпонентщики, и есть уже первые факты банкротства. Для нашего региона проблема становится более чем актуальной более сорока предприятий завязаны на «АВТОВАЗ» и с приостановкой производства автомобилей остаются без работы. Крупнейший из них Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ). Всего же речь идет о тысячах людей. Известен взгляд на проблему губернатора Сергея Морозова. Выход из положения глава региона видит, прежде всего, в перепрофилировании лишившихся работы предприятий на производство авиакомпонентов. Называются даже конкретные цифры и меры поддержки - к примеру, объем залоговой базы, которую готов предоставить регион для реализации программы - 4 миллиарда рублей, предоставление налоговых льгот. Однако все это, уверены наблюдатели, не есть решение проблемы. Во-первых, обещанного будет явно не достаточно. Перепрофилирование - это фактически создание нового производства, которое само по себе требует огромных средств, нужны деньги на переобучение людей и т.д. и т.п. Во-вторых, авиастроение сейчас переживает едва ли не больший кризис, чем производство автомобилей - вряд ли компоненты для самолетов будут больше востребованы, нежели для «Жигулей».