UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 18 июля 2009 года №77(3245)


На виду
Похитили и убили


Досье Наталья Эстемирова родилась в русскочеченской семье в Саратовской области. Закончила исторический факультет Грозненского университета. До 1998 года работала учителем истории в грозненской школе, затем занялась правозащитной журналистикой. В начале второй чеченской войны работала в Грозном, с 2000 года сотрудница представительства Правозащитного центра «Мемориал» в Гроз ном. В 2004 году была удостоена премии шведского парламента «Право на существование», так называемой альтернативной Нобелевской премии мира, которая учреждена парламентом Швеции за выдающиеся взгляды и работу от имени чело вечества. 5 октября 2007 года в Лондоне Эстемировой была вручена первая еже годная премия имени Анны Политковской. Премия учреждена международной не правительственной организацией RAW in WAR («Reach All Women in WAR»/»По мочь каждой. Женщина в огне войны»). Похищена и убита 15 июля 2009 года.
Эстемирову похитили возле ее дома в Грозном около 08.30. Ее коллеги по право защитной деятельности подняли тревогу, когда она не пришла на заранее оговоренную встречу, приехали к дому, нашли и опросили свидетелей. «Два свидетеля видели с балкона, как на улице Богдана Хмельницкого в Грозном, где проживает Наташа, ее затолкнули в белый автомобиль марки ВАЗ, она успела крикнуть, что ее похищают».
Как сообщил пресс-секретарь следственного комитета прокуратуры России Владимир Маркин, тело женщины с пулевыми ранениями в голову и грудь было обнаружено в 16.30 (по данным МВД Ингушетии в 17.20) в лесополосе в 100 метрах от федеральной автодороги «Кавказ» вблизи села ГазиЮрт Назрановского района Ингушетии. В ее сумке находились паспорт, удостоверение члена экспертного совета аппарата упол номоченного по правам человека РФ по Чеченской республике и мандат обществен ного наблюдателя комиссии по общественному контролю в местах принудительного содержания на имя Натальи Эстемировой.
Скрывалась в огородах и развалинах Накануне начала второй Чеченской войны Наталья Эстемирова работала в Грозном, на телевидении. Сняла 13 передач о людях, попавших в жернова карательной системы, была пресс-секретарем Организации узников фильтрационных лагерей.
Вторую чеченскую кампанию она встретила в Адыгее. После первого же сообщения о бомбардировках городов и сел республики от везла свою дочь в Екатеринбург, где живут ее сестра и многие из родственников по материнской линии.
В октябре 1999 года, при помощи члена правления общества «Мемориал» Светланы Ганнушкиной, вернулась в Чечню.
Правозащитница сделала многочисленные снимки жертв ракетного обстрела на рынке в Грозном и одной из первых рассказала общественности об обстреле колонны беженцев на трассе Ростов-Баку.
Побывав практически во всех больницах Чечни и Ингушетии, Эстемирова сняла сотни фотографий, свидетельствующих о многочисленных жертвах среди детей.
В марте 2000 года Наталья Эстемирова окончательно переехала в Ингушетию и стала сотрудником Правозащитного центра «Мемориал». Одно из первых расследований, проведенных «Мемориалом» в ходе этой войны, посвящено событиям в Новых Атагах, и оно целиком осно вано на опросах, проведенных На тальей Эстемировой. Когда 20 мар та 2000 года она поехала в этот по селок, он все еще был блокирован военными. В нем регулярно прохо дили зачистки, и любое появление там человека с неместной регистра цией представляло для гостя реаль ную опасность. Наталья Эстемирова провела там неделю, иногда скры ваясь в огородах и развалинах до мов от осуществлявших проверку паспортного режима сотрудников российских силовых структур.
Благодаря расследованию Эсте мировой был предан гласности факт обстрела высокогорного селе ния Ригахой Введенского района Чечни 9 апреля 2004 года, в ходе которого были убиты мать и пятеро детей (при этом прессслужба ВВС РФ полностью отрицала свою при частность к обстрелу).
Наталья Эстемирова вела актив ную борьбу с фальсификацией уго ловных дел. Она входила в Комис сию по условиям содержания в местах лишения свободы, посеща ла следственные изоляторы и актив но боролась с практикой пыток, вела расследования похищений и внесудебных казней.
Глава общественной организа ции «Машер» (Мир) в Ингушетии, член экспертного совета аппарата омбудсмена РФ Магомед Муцоль гов заявил, что Эстемирова была единственным человеком в Чечне, не обращавшим внимания на власть и имевшим свою принципи альную позицию по нарушениям прав человека.
По его словам, ранее правоза щитница была включена в состав различных общественных комиссий и организаций по правам челове ка. Но впоследствии по указанию властей республики «ее исключили из всех общественных советов и организаций при президенте, кото рые занимались отслеживанием нарушений прав человека».
«Эстемирова конфликтовала с Кадыровым. Она одна из немногих людей, которая была лично знако ма и вместе работала с Анной По литковской», сказал Муцольгов.
Рамзан Кадыров заявил, что помимо официального расследова ния убийства Натальи Эстемировой намерен провести также неофици альное расследование в соответ ствии с традициями чеченцев. Ра нее он заявил, что берет дело под личный контроль.
Война не ушла Теперь нет таких массовых по хищений людей, которые были раньше. Но это не значит, что по хищения прекратились вовсе. По тому что теперь продолжают похи щать людей, и возвращаются они избитыми, еще недавно говори ла Наталья Эстемирова на радио «Эхо Москвы». С людей взяли клятву на Коране, что они никому не расскажут о том, что с ними тво рили. И хотя в больницу попали люди после тех методов, которые к ним применяли, но они молчат о том, что с ними было. Очень хоте лось бы, чтобы этого больше не было. Но я не могу быть в этом уве рена абсолютно. Потому что нет ре жима КТО (контртеррористическая операция) на территории Ингуше тии, нет на территории Дагестана, а там похищения людей процвета ют до сих пор, и чем дальше, тем больше.
Когда мы говорим о конце КТО, мы подразумеваем конец войны.
Но не окончена война, пока не по хоронен последний солдат. А сколько у нас вот этих без вести пропавших?.. И фактически полу чается, что у нас расследован толь ко один случай похищения воен нослужащим человека. А ведь сколько их было?.. И военная про куратура, а теперь военнослед ственный комитет, видите ли, толь ко тогда принимаются за расследо вание,когда им назовут и номер БТР, и того, кто сидел там. Понят но, что это невозможно. Теперь военная прокуратура у нас не бе рется расследовать даже такие слу чаи, когда беженцы, которые ухо дили из Чечни в 1999 году и были расстреляны с вертолетов, попали под огонь артиллерии и погибли.
Военная прокуратура требует, что бы ей доказали, что это сделали во енные. И что с этим сделаешь?
Пытка продолжается (Статья Натальи Эстемировой, опубликованная в интернетпорта ле «Права человека в России»).
18го марта после жестоких пы ток и избиений скончался житель станицы Савельевской Наурского района Тимур Хамбулатов. Теперь объектом пыток стала его мать, Аминат Хамбулатова, которая ре шила добиться расследования об стоятельств гибели сына.
Невыносимую боль может при чинить не только острое лезвие, огонь или электроток. Обыкновен ная бумага может стать орудием пытки. Таких бумаг Аминат получи ла несколько. На одной написано, что у молодого парня было сердце столетнего старика, и то, что оно ос тановилось именно в тот момент, когда над ним издевались, простое совпадение, да и сами издеватель ства, оставившие черные и синие пятна, рваные и колотые раны, мог ли причинить только «легкое рас стройство здоровья». Это акт суд медэкспертизы, подписанный экс пертом Леготкиным.
На другой, подписанной на чальником отдела УФСБ РФ в На урском районе Хумаровым написа но, что в доме Хамбулатовых было найдено «СВУ (самодельное взрыв ное устройство), подготовленное к проведению террористического акта». Рядом должна была лежать другая бумага, протокол изъятия, подписанный соседямипонятыми, но такой бумаги в деле нет и быть не может, поскольку соседей от дома отгоняли угрозами во время проведения обыска, санкцию на ко торый никто не предъявлял, и в деле ее нет. Зато есть другая интересная бумага, признание Тимура в том, что он изготовил взрывное устрой ство, чтоб продать. Под этим «до кументом» стоит подпись Тимура, несоответствие которой той, что он поставил в своем паспорте, видна даже не специалисту. Не соответ ствует действительности и причина, якобы, толкнувшая его на такой по ступок: беспросветная нищета.
Оказывается, и мать Тимура и его сестранигде не работают, и сам он вел жизнь тунеядца. Тогда непо нятно, кто поливал потом три гекта ра земли, на которых росли пшени ца и овощи, кормившие семью.
Соседи никого, кроме Хамбулато вых, на этом поле не видели. Там трудились, по их словам, и Аминат, и старший ее сын, и дочьстудент ка, и младший сыншкольник. Рос коши в их доме нет, но и подаяния они не просили, и в воровстве их никто не упрекнет. Каково такое читать матери?
А в начале июня получила она еще одну бумагу, подписанную на чальником отдела по надзору за процессуальной деятельностью ор ганов безопасности и расследова нием преступлений террористичес кого характера старшим советником юстиции А.А.Паненковым, где гово рится: «В отношении сотрудников ОФСБ РФ по ЧР и военнослужащих ВВ МВД РФ старшим помощником прокурора военного прокурора в\ч 20111 принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела». Ни каких объяснений, на основании чего вынесено решение, только со общение о том, что его можно об жаловать в случае несогласия. В той же бумаге сказано: «В данной опе рации также участвовали, как сле дует из материалов уголовного дела, два сотрудника Наурского РОВД». Кто эти сотрудники, предъявлено ли им какоелибо об винение, неизвестно.
Каждая из этих бумаг тяжкий удар по сердцу матери. Срок след ствия по делу продлен до 18го июля. Пытка продолжается.
«Давай теперь подальше от ада» «Был момент, когда Анне Политковской, журналистке «Новой газеты», потребовалось встретиться с Кадыровым, задать ему какие то, весьма вероятно, неудобные вопросы. Никто не соглашался со провождать ее к руководителю Чечни. Дескать, тебе уезжать в твою Москву, а нам тут жить. Ну, что делать, когда мужчины боятся, женщины делают. Наталья Эстемирова повезла Политковскую.
Она не уезжала из Грозного, хотя практически все говорили ей: Наталья, опасно же, Наталья, у тебя дочьподросток. Хватит, ты поработала уже, давай теперь по дальше от ада, давай в Москву, а лучше за границу. За границу На талья изредка ездила: выступит с лекцией и сразу обратно. Моя подруга както пыталась задер жать ее там подольше, увлечь ка кимито достопримечательностя ми, прогулками. Ничего не выш ло. Дома у Натальи были люди.
Человеки,права которых она за щищала. Она торопилась к ним.» Влад Тупикин, текст из ЖЖ 15 июля 2009 года, Москва.

Софья РЫЖОВА. Источники: tupikin.livejournal.com, ru.wikipedia.org, NEWSru.com, kavkaz uzel.ru, радио «Эхо Москвы», газета «Че ченское общество», rybakov.spb.ru, жур нал «Индекс».



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz