Досье Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) - местоблюститель Патриаршего Престола РПЦ (2008), митрополит Смоленский и Калининградский, заместитель главы Всемирного русского народного Собора. Родился 20 ноября 1946г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в семье священника. В 1961 году поступил на работу в картографическое бюро Ленинградской комплексной геологической экспедиции. Параллельно учился в вечерней школе, которую окончил в 1964 году. Закончил Ленинградскую духовную семинарию и духовную академию (ЛДА), получил степень кандидата богословия за сочинение «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере». 3 апреля 1969г. пострижен в монашество, 7 апреля этого же года рукоположен в иеродиакона, 1 июня 1969 г. - в иеромонаха. 12 сентября 1971г. возведен в сан архимандрита. 26 декабря 1974г. назначен ректором ЛДА. В ноябре 1975 года на экуменической ассамблее в Найроби осудил письмо о. Глеба Якунина о гонениях на верующих в СССР и отрицал факты нарушения прав верующих. 3 марта 1976г. определен быть епископом Выборгским, викарием Ленинградской епархии. Одновременно введен в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. Хиротонисан 14 марта 1976-го. 2 сентября 1977г. возведен в сан архиепископа. 26 декабря 1984г. назначен архиепископом Смоленским и Вяземским. 10-11 апреля 1989 г. изменен архиепископский титул: вместо «Смоленский и Вяземский» - «Смоленский и Калининградский». С 14 ноября 1989г. - председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) и постоянный член Священного Синода. 25 февраля 1991г. возведен в сан митрополита. В 1996 году вошел в состав совета директоров банка «Пересвет». В марте 2001-го выступил с предложением перечислять часть подоходного налога россиян в бюджет религиозных организаций, в том числе Русской православной церкви. 6 декабря 2008 года на экстренном заседании Священного Синода Русской православной церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II митрополит Кирилл тайным голосованием избран местоблюстителем Патриаршего Престола. С 1995 года по субботам ведет телепередачу «Слово пастыря» на Первом канале. Хобби - горные лыжи. Живет в официальной резиденции ОВЦС в Серебряном Бору (Москва). В 2002 году купил пентхаус в Доме на набережной с видом на храм Христа Спасителя (квартира зарегистрирована на Владимира Михайловича Гундяева, «о чем есть соответствующая запись в кадастровой ведомости» («The New Times», №50(96) от 15 декабря 2008г.). В СМИ появлялась «информация о покупке митрополитом виллы в Швейцарии.» Его имя часто мелькает в прессе, он единственный из архиереев Русской православ ной церкви еженедельно выступает перед народом в собственной телевизионной про грамме «Слово пастыря» по Первому каналу, а среди российской элиты личное знаком ство с митрополитом Кириллом давно рассматривается как признак хорошего тона. Существует и другое своеобразное свидетельство интереса к его личности: только о нем в церковной среде рассказывают анекдоты. Один из них, в частности, повествует о воцерковлении будущего митрополита и выглядит следующим образом: «Бежит по Невскому Вовкакошкодрал, держит в каждой руке по кошке и вдруг с разбегу утыкается в чейто живот. «Стой, отрок», басит, хватая Вовку за шиворот, огромная бородатая личность, которая оказывается митрополитом Никодимом (Ротовым). «Ты кто?» «Вов какошкодрал», отвечает. «А фамилия твоя как?» интересуется митрополит. «Гун дяев». «Брось своих кошек, Вовка Гундяев. Быть тебе отныне ловцом человеков». Не вступал в пионеры О своих истоках сам митрополит Кирилл рассказал в интервью «Российской газете». - Я родился в Ленинграде в 1946 году. Отец был главным механиком на одном из военных заводов, а через год после моего рождения стал священником. Мама работала учительницей немецкого в школе. Жили мы очень бедненько, в коммунальной квартире, как и все тогда. Но у отца была потрясающая библиотека. Наше общество познакомилось, допустим, с русской религиозной философией уже во время перестройки, а я все это - и Бердяева, и Булгакова, и Франка - читал еще в юношестве. И родители, и библиотека оказали на меня огромное влияние. Был ли я октябренком, пионером? Никогда. Причем сознательно - родители не учили этому - говорил преподавателям: если вы мне разрешите в красном галстуке посещать службу, то я вступаю в пионеры завтра же. Естественно, мне отвечали, что этого не будет. И вот я учился хорошо, но было постоянное напряжение с педагогами, меня часто вызывали для проработки на педагогические советы. Представьте себе: мальчишка 13 лет, а перед ним учительский синклит во главе с директором. Но надо было защищаться. Зато с тех пор меня не пугает, когда приходится идти против течения. Писать в газетах обо мне начали где-то с начала 60-х. Помню, в ленинградской «Смене» на первой странице была помещена статья о том, что вот мальчик вроде хорошо в школе учится, но в Бога верит. И что же с ним нужно сделать, чтобы он перестал верить? Дед у меня был замечательным человеком. Он почти 30 лет просидел в тюрьмах и лагерях, был одним из первых соловчан. И сидел лишь потому, что он боролся против обновленчества, о котором мы говорили и которое, как вы, наверное, знаете, в свое время было инспирировано ЧК, а потом НКВД для разрушения Церкви. Очень интересная у них с бабушкой была судьба. Ведь когда деда сажали, бабушка оставалась на воле. И когда его посадили во второй раз, а это было в 30-х, когда в стране свирепствовал голод, она сказала: все, теперь мы умрем. А у них было восемь детей: семь родных и одна дочь приемная. И дед сказал: поскольку я буду как бы нести крест за Христа, вы останетесь живы. Потом бабушка рассказывала, что в какой-то момент она поняла: все, жизнь кончилась, потому чтоони скушали последние лепешки, а завтра есть уже было нечего. И вот ночью раздался стук в окно. Бабушка вскакивает, а с улицы голос: хозяйка, принимай груз. Открыла дверь - стоит мешок, полный муки, и вокруг - никого. Вот этот мешок муки спас и моего отца, и мне дал возможность появиться на свет. Потому у меня было с кого брать примеры. Хотел изменить церковный календарь Как рассказывают, подростком Володя Гундяев особым смирением не отличался и, по свидетельству церковной молвы, был не раз учим родителем за баловство с папиросами. Эти мелкие прегрешения не помешали ему после окончания средней школы пройти курс Ленинградской духовной семинарии, а затем и Академии. Он стал одним из любимых учеников, а по окончании Академии - личным секретарем митрополита Никодима. Став ректором Ленинградских духовных школ, он впервые проявил свои реформаторские наклонности. Ленинградскую семинарию фактически открыл для девушек, создав специальный регентский класс. По тем временам это рассматривалось едва ли не как революция, однако решение ректора, вызвавшее множество толков, было пропитано практицизмом. У будущих священников исчезла необходимость искать себе жен на стороне, а пороки, свойственные закрытым мужским коллективам, были сведены к минимуму. Другое нововведение - уроки физкультуры, которые должны были помочь семинаристам привести в норму не только дух, но и тело. При Кирилле Ленинградская духовная академия стала единственным местом, где канон Андрея Критского читали по-русски в переводе, сделанном митрополитом Никодимом, и даже в открытую поговаривали о необходимости изменения церковного календаря. В 1984 году владыка Кирилл, к тому времени уже пребывавший в сане архиепископа, был переведен в Смоленск, что выглядело явным понижением. О причинах, по которым он впал в немилость, ходят разные слухи. Одни связывают это с его реформаторской активностью в сфере богослужения: он не только практиковал использование русского языка в богослужении, но и служил вечерню вечером, а не утром, как это принято в РПЦ до сих пор. Другой причиной устранения владыки Кирилла из северной столицы России называют его отказ проголосовать против резолюции ЦК Всемирного Совета Церквей, осудившей ввод советских войск в Афганистан. Между тем, «за» он тоже не голосовал, всего лишь «воздержался», что, впрочем, по тем временам тоже было чуть ли не подвигом. В разгар перестройки владыка Кирилл возвратился в большую церковную политику - в 1989году его назначают председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ОВЦС МП) и постоянным членом Священного Синода, спустя два года он становится митрополитом. Он первым выходит на открытый диалог с прессой, много говорит о необходимости демократизации Церкви и ее миссионерского служения в обществе. И главное, владыка начинает строить новые отношения со светской властью. В итоге к октябрю 1993 года во многом именно благодаря его усилиям Церковь оказалась той силой, которую сочли необходимым привлечь как посредника в конфликте вокруг российского Белого Дома. И хотя такое посредничество никаких практических результатов не дало, митрополит Кирилл заслуженно обеспечил себе место в российской политической элите, а вместе с ним и определенные рычаги влияния во властных структурах. С тех пор он не устает их успешно использовать, лоббируя интересы Русской православной церкви. Дело – табак В сентябре 1996 года газета «Московские новости» (№34) опубликовала сообщение о том, что ОВЦС, возглавляемый митрополитом Кириллом, организовал в 1994-96 годах ввоз подакцизных товаров (в первую очередь сигарет) в обход таможенных пошлин, под видом гуманитарной помощи, на суммы в десятки миллионов долларов и в количестве десятков тысяч тонн. Обвинения были поддержаны другими популярными светскими газетами (в частности, «Московским комсомольцем» - журналистом Сергеем Бычковым). Для расследования этих сообщений была создана внутрицерковная комиссия во главе с архиепископом Сергием (Фоминым). Однако позиция митрополита Кирилла, который отрицал умышленный ввоз в страну сигарет и говорил, что Церковь не могла отказаться от навязанного ей подарка, была поддержана Архиерейским Собором РПЦ 1997 года. Тот же «Московский комсомолец» писал о создании митрополитом Кириллом банка «Пересвет» для хранения церковных денег. А позже - о договоре с АОЗТ «АРТГЕММА». «Цель вновь созданного предприятия - обработка и продажа алмазов. Только в 1995 году АОЗТ «АРТГЕММА» получило от Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням ювелирных алмазов массой 2652,12 карата! Это вдвойне странно, потому что, согласно Уставу ОВЦС, он должен прежде всего заниматься дипломатическими проблемами. Хозяйственной деятельностью до 1997 года в Русской церкви занималось Хозяйственное управление», - писала газета. На эти выпады митрополит ответил в интервью «Литературной газете»: «...а как, собственно, выживать Церкви в нынешней реформируемой России? Вариантов ведь только два: либо в своей хозяйственной деятельности Церковь должна стать полноправным субъектом рыночной экономики, либо ей надлежит удалиться в экономическую резервацию и обречь себя там на тихое угасание». Но самый шокирующий компромат против митрополита Кирилла относится к временам начала гласности. Тогда писали и говорили, что он сделал свою карьеру на связях с силовыми структурами, даже кличку подпольную называли якобы в документах спецслужб отец Кирилл фигурировал под псевдонимом «агент Михайлов». Постепенно эти разговоры сошли на нет.