UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 17 Января 2009 года №5(3173)


Украл мобильник пойдешь за решетку


В наступившем году планируется принять закон, ужесточающий наказание за кражу сотовых телефонов.
Чтобы было как в Австралии и в Англии.
Воровство, завладение мобильниками другими незаконными способами приняли повальный характер во всем мире, включая Россию. У нас уводится, по неофициальным данным, свыше миллиона трубок в год.
Официальные цифры ниже, поскольку они отражают лишь зарегистрированные преступления этого рода, которых примерно треть от официальных. Остальные в милицию попросту не заявляют, будучи уверенными, что это бесполезно. Но опыт других стран говорит, что бороться можно.
Наибольших успехов в такой борьбе достигли в Англии, Австралии, Германии. Во-первых, выделив воровство трубок в отдельную уголовную статью и определив за это преступление наказание в 3-7 лет лишения свободы. Во-вторых, сделав обязательным для операторов сотовой связи ведение «черных списков» IMEI-кодов украденных телефонов. В эти-то «черные списки» и уперся вопрос в Госдуме.
IMEI-код, как «СК» уже не раз писал, это индивидуальный, то есть неповторимый, номер трубки. Он напечатан под батареей вашего мобильника. Узнать его можно, и набрав *-06-. После нажатия кнопки вызова IMEI-код высветится на экране. А с каждым звонком он высвечивается у оператора связи. Другими словами, оператор всегда знает, в работе ли украденный телефон. И в любой момент может заблокировать, то есть выключить его из сети. Даже если трубка будет продана другому человеку, работать она не будет.
Но составлять списки и блокировать телефоны операторы отказываются. Под разными предлогами. Говорят, что такая работа потребует больших финансовых затрат. Этот довод, впрочем, специалисты опровергают, заявляя, что расходы на ведение «черных списков» несравнимы с оборотами сотовых компаний.
Вторым аргументом против операторы называют то, что в результате блокирования трубок пострадают добросовестные их приобретатели.
Это когда человек купил телефон, не зная, что он украден. Кроме того, дескать, в России много «серых» телефонов с повторяющимися IMEI-кодами и отличить, какая трубка криминализирована, невозможно. Наказанным может оказаться снова невиновный.
В-третьих, сотовые операторы опасаются, по их словам, что нововведение поведет к массовым нарушениям прав человека в нашей стране. «Черные списки» будут предоставлены в распоряжение правоохранительных органов, которые смогут прослушивать переговоры абонентов. Без их ведома, что означает нарушение Конституции.
Большинство из того, на что ссылаются операторы сотовой связи, по-видимому, надумано. Известно, что с органами правопорядка операторы негласно сотрудничают уже сейчас и выборочно блокируют пропавшие телефоны. В ситуациях, например, когда пострадавший – человек не простой, а какой-нибудь начальник. Да и вообще – с правами человека у нас особо не церемонятся, в том числе и сотовые компании. Дело, скорее, в том, что «черные списки» и массовая блокада трубок будут означать убытки компаний.
Их размер легко подсчитать.
Если один абонент тратит в месяц на сотовый, к примеру, 100 рублей, то в год – 1200. Пропадает трубок, как выше уже говорилось, до миллиона в год. Ущерб от их принудительного отключения в данном случае будет равным 1,2 млрд рублей ежегодно. При тратах среднего абонента 200 рублей в месяц потери вырастут до 2,4 млрд в год. Захотят ли операторы при таких раскладах браться за составление «черных списков» и блокаду украденных трубок?
В Госдуме идет, судя по всему, торг о варианте закона, который следует принять. Сотовые компании относятся к очень богатым, и депутаты вряд ли способны действовать по отношению к ним жестко. Но в прошлом году было твердо обещано, что закон будет и ворам в нем будут предусматриваться реальные сроки лишения свободы. Со списками обещали тоже решить, что должно повести сначала к уменьшению торговли крадеными трубками, а потом и к сокращению числа самих краж.

Геннадий ЯКИМЧЕВ.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz