UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 31 Января 2009 года №11(3179)


Музей не может оставаться старым


«Нельзя быть скучным!» - так говорит Марина Шкробова (на снимке), и она знает, что говорит. Мы много лет на «ты», и я давно в курсе потрясающей способности Марины обрубать хвосты успеха и начинать с чистого листа! В 44-й школе она была учителем истории, знала наизусть весь поэтический «Серебряный век». Марина - лауреат первого областного конкурса «Учитель года». Она заглянула однажды на областное телевидение, а потом пять лет кряду вела передачу «Школа сегодня». Позже по приглашению выехала в Москву и вела общероссийский проект для школьников «Новая цивилизация», работая сразу с тридцатью регионами. Потом - нескучно приняла решение в совершенстве овладеть английским, выпустить сборник собственных стихов и защитить диссертацию в Российской академии образования. Все получилось! Когда случилось стать помощником депутата Государственной Думы, чтобы не было скучно, поступила в Дипломатическую академию Министерства иностранных дел РФ и получила красный диплом отличницы по специальности «Специалист в области международных отношений». Год назад нескучному человеку Марине Шкробовой судьба улыбнулась снова. Она возглавила отдел общественных связей и развития Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве… Узнает, сколько человек было в музее, как температуру воздуха - Начнем с твоих ощущений и состояния души годичной давности… Когда открылась возможность работать в крупнейшем музее мира.
- Состояние души - трепет! Работать во втором, после Эрмитажа, музее страны!.. Я думаю, именно это место дает возможность соединять и выполнять миссию культурной дипломатии. Она сильнее политики, может быть… - Ты пришла в поворотный для музея момент. В 2012 году Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина исполнится 100 лет.
- Планы огромные! Предстоит реконструкция всего музейного комплекса на Волхонке. А потом все имеющиеся здания соединить еще и подземной инфраструктурой, чтобы можно было не только из одного перейти в другое, но и там, под землей, разместить, скажем, какую-то экспозицию из запасников, а также открыть небольшие кафе и залы для аудио- и видеоинформации, связанной с коллекциями музея. Музей сейчас остро нуждается и в дополнительных зданиях для фондохранилища, библиотеки. Так хранить экспонаты - это просто преступление.
- Что ты имеешь в виду?
- Очень тесно! Есть определенные требования к хранению картин, графических и скульптурных работ. А мы порой нарушаем их, потому что нет достаточно площадей. А библиотека… Там вообще миллион томов редчайших книг по искусству. Таких нет нигде! Они нужны, их хотят читать, по ним можно изучать историю мировой культуры. Но открыть эти уникальные фонды мы не можем: нет возможности расположить людей в читальном зале. А еще мы хотим большой концертный зал. Знаменитые музыкальные декабрьские вечера имени Святослава Рихтера давно сформировали публику. Билеты расходятся очень быстро, и всех желающих принять, к сожалению, не можем - опять же зал очень мал.
- Не могу не спросить тебя о директоре Пушкинского музея, легендарной Ирине Александровне Антоновой.
- Ей в этом году будет 87 лет. Действительно, она легенда. Свободно изъясняется на четырех языках - немецком, французском, итальянском и испанском. Считает, что не говорит по-английски, хотя английский читает и понимает. Прекрасно выглядит - обязательно небольшой каблучок, всегда деловой костюм, прическа. Сама водит машину. У нее вообще-то есть служебная машина, но она очень любит быть за рулем. Любит быть самостоятельной. Очень организованный человек, к чему призывает всех вокруг. Если ей приносишь документ, в первые 30 секунд она видит грамматическую ошибку. Всегда зрит в корень. Вот кажется, я над этим думала долго и тщательно, изучала разные источники, но она всегда задает вопрос по сути. Вопрос, который может кардинально решить проблему. У нее интересная миссия. С одной стороны, она - посол России в других странах, когда идет разговор о сотрудничестве, о международных выставках, а с другой стороны, у нее миссия дипломата и посла на культурной арене внутри страны. Сейчас Ирина Александровна на той высоте, когда к ней уважительно относятся представители разных сфер культуры. Она имеет свой голос. У нее всегда есть мнение по любому вопросу. Она не боится не соглашаться. И она гибкий человек. «К нам сейчас зритель не идет, значит, мы к нему должны идти. Зритель новый. Мы не можем оставаться старыми». Она приезжает из Парижа и говорит: «Марина, а в Париже в музей очередь стоит каждый день». И каждый день она спрашивает сводку о том, сколько человек было в музее. Каждый день, как температуру воздуха.
Знаешь, как-то в социологических исследованиях я обнаружила парадоксальный факт: оказывается, в момент кризиса люди начинают идти в музеи, погружаться в культуру. Так было в 90-е.
Люди шли в музей, чтобы найти какую-то гармонию. Это удивительно, но это так.
Предшественник Айвазовского и импрессионистов - На что Пушкинский музей приглашает сегодня?
- Во-первых, мы зовем на нашу новую основную экспозицию. А также на выставки. В настоящий момент очень гордимся выставкой Тернера. Она самая дорогая, может быть, даже за всю историю музея. Этого британского художника широкий зритель мало знает. Его полотна в таком количестве редко выезжают из Лондона. У нас сейчас 124 его работы в разной технике исполнения. Последний раз выставка Тернерабыла 34 года назад. Для знатоков - это радость встречи, а для тех, кто не знал, - это открытие! Потому что Тернер смог предугадать импрессионистов. Некоторые спрашивают: а вот Айвазовский, интересно, знал о творчестве Тернера? И с удивлением открывают, что Тернер творил задолго до Айвазовского. Как он пишет море и свет - это особое искусство! И Айвазовский есть в нем, и импрессионисты будущие есть… Настолько он художник дымки, этого тумана лондонского и неба, что вряд ли кто с ним сравнится.
Почитать стихи вместе с Демидовой - Понятно - возглавить отдел общественных связей и развития такого музея - конечно, почетно, конечно, интересно! Но какая при этом ответственность и какой объем работы!
Что-то можешь выделить из этого объема?
- Одним из первых поручений Ирины Александровны было проработать вопрос: как создать Международное общество друзей музея и сплотить круг людей, которые болеют за музей, его будущее, которым он интересен. На первый взгляд - пустячное дело. В интернет зайди, клубы друзей музеев есть везде - и у отечественных музеев, и у зарубежных. Но когда взялась за дело, докопалась до правовых тонкостей этого вопроса. Несколько месяцев общалась с юристами. Пришлось разработать вопрос с основания так, что у нас теперь есть предложения даже к парламенту, потому что надо менять законодательство. В России сегодня частные пожертвования на культуру и образование не поощряются государством. Они не дают льготного налогообложения, как на Западе.
При этом статья расходов на культуру у самого государства, увы, не в числе приоритетных и, к сожалению, давно.
Другая интересная задача - создание при музее клуба волонтеров. Скорее всего, это будет студенческий клуб. Я сейчас веду переговоры с Российским государственным социальным университетом, Российским государственным гуманитарным университетом и педагогическим университетом имени Шолохова в Москве, чтобы студенты, с одной стороны, проходили у нас практику, а с другой - участвовали в музейной жизни. Для ребят это хорошее место для самоутверждения и апробации знаний в области социологии, психологии, журналистики, искусствоведения и педагогики. В прошлом годуя побывала в Израиле на Всемирном музейном конгрессе. Многочисленные музеи представляли свой опыт работы в этой сфере. Так вот, по всему миру есть эти клубы волонтеров. В них - те, кто не может внести деньги, но может время свое посвящать музею.
Еще одно направление моей работы - социологические исследования. Они были неупорядочены в течение пяти лет. Социолог в музее есть, но результатами его труда никто не пользовался.
Сейчас мы будем вести исследования по основным экспозициям в музее, в отделе личных коллекций, в галерее. Когда я Антоновой первые анкеты показала, она воскликнула: я этого давно не видела! Мне это нужно! Я хочу знать, что думает наш посетитель и какие у него есть пожелания, предложения.
А еще у нас будут необыкновенные вечера! Я хочу гостиную или поэтический салон. В марте стихи у нас будут читать Алла Демидова и Михаил Козаков. Почитать стихи вместе с Аллой Демидовой - это моя мечта. Хочется и свои вечера провести. Например, по «Серебряному веку».
- Какие у тебя мысли по поводу музеев российской провинции?
- Провинциальные музеи, в первую очередь, сильны своим теплом и привязанностью к земле, о которой они рассказывают. И привязанностью к людям, о которых они говорят. Но миссия музеев - еще и поднимать. И насколько творчески будут выстроены образовательные программы музея, настолько, соответственно, пойдут сюда и дети, и взрослые.
- Год еще только разбегается. Пожелай своим землякам, чего пожелается… - В первую очередь пожелается хранить духовность, которая у нас есть и которой наша земля богата. Живя в Москве, я понимаю, насколько этого не хватает в столице, насколько бизнес-город занят служением другим богам и спешкой.
Как страшна порой выхолощенность чувств. При том, что я люблю Москву и знаю, что Москва - это город возможностей, в том числе и моих. Я всетаки желаю хранить этот родник души, потому что это - самое ценное.

Тамара ЕПЕРИНА.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz