UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 14 Февраля 2009 года №17(3185)


На виду
Дом без хозяйки


Досье Маргарита Александровна Эскина родилась 22 декабря 1933 года. Окончила ГИТИС им. А.В. Луначарского в 1956 году. Театровед. Начала свой трудовой путь в 1956 году в должности редактора на Центральном телевидении. Вскоре стала старшим редактором, а потом и заместителем главного редактора Молодежной редакции ЦТ. Уйдя с телевидения, возглавила отдел в Оргкомитете «Олимпиады-80». С 1981 по 1987 год работала в Союзгосцирке, была завлитом в театре на Таганке, начальником репертуарного отдела Управления культуры Мосгорисполкома. В 2001 году присвоено звание академика Международной академии театра. С 1987 года являлась директором Центрального Дома актера имени Яблочкиной. Медаль «За трудовое отличие», «Ветеран труда», Международная премия «Афина», Международная премия «Оливер», «За гуманизм сердца», Премия мэрии Москвы. Сын Игнатов Алексей, окончил Институт связи, работает генеральным директором в американской фирме. Дочь - Зарина Александра, окончила медицинский институт, работает в медицинской фирме. Внуки: Дарья (1982 г. рожд.), менеджер в фирме «Орифлейм»; Александр (1986 г. рожд.), студент Российского государственного гуманитарного университета; Георгий, студент МГУ. Маргарита Эскина ушла из жизни 11 февраля 2009 года.
Маргарита Эскина была особенной фигурой для русского театра. Больше 20 лет назад ее пригласили стать директо ром московского Дома актера. Раньше в этом кресле сидел ее легендарный отец.
Маргарита дрогнула, но согласилась. И Дом, который в какойто момент начал ветшать без хозяина, стал настоящим домом для актеров. Эскина умела делать праздники редкий талант сердечнос ти. Новые года, юбилеи и антиюбилеи, вечера для ветеранов сцены. Никогда корпоративы. Ее капустники воевали с некачественным юмором и несмешны ми шутками. «Эскина смеется с друзья ми, небожителями русской сцены, рас сказывали приближенные к той блестя щей компании, она всегда ждет их дома со свежими пирожками. И танцует после операции, встав с коляски. Как хозяйка».
В конце декабря отмечали юбилей Маргариты Александровны. Присоеди ниться к этой роскоши общения могли и все желающие телезрители. В одном из интервью она сказала: «У меня есть дети и внуки. И в принципе я могла бы сидеть дома, чтобы им помогать. Но вы знаете, для меня самое страшное остаться без Дома актера... А ведь рано или поздно это произойдет. Наступит такое время, когда я еще буду жива, но не смогу здесь рабо тать. Как я это переживу, не знаю». Не дожила.
Мальчик не получился Человек на 50% состоит из прошлого.
Старая мудрость, скорее всего, верна. Судьба Маргариты Эскиной с самого рождения была предопределена театром. Именно театр был главным и страстным увлечением ее отца с юности. Еще студентом он устраивал вечера, на которые умудрялся приглашать людей такого масштаба, как Евгений Вахтангов и Анатолий Луначарский. В 1937 году Всероссийское театральное общество, возглавляемое Яблочкиной, пригласило Эскина, чтобы создать Дом актера. Со дня основания в течение 48 лет он был его бессменным директором.
Матери Маргарита Эскина почти не помнит. По воспоминаниям, она обладала лучезарным характером. Перед самой войной Зинаида Сергеевна преподавала бальные танцы, что было тогда очень модно. Маргарита Александровна помнит, как в эвакуации она ходила по театру в беличьей шубке: шубка была вытертая, но маме так шел серый цвет! Ее очень любили все в театре. Зинаида Сергеевна умерла в 1941 году, в эвакуациив Фергане, через несколько часов после рождения младшей дочери Зины... Отец так никогда больше и не женился.
Маргарита не мечтала быть актрисой, но однажды, еще в эвакуации, все-таки сыграла в спектакле «Нора». Позже она вспоминала: «Решил мою актерскую судьбу Иван Николаевич Берсенев. Когда я, изображая маленького сыночка Норы, попыталась уйти со сцены через нарисованную дверь, Иван Николаевич взял меня за шкирку и легким пинком отправил за кулисы. Так был поставлен крест на моей артистической карьере, но я нимало об этом не жалею».
После переезда в Москву Маргарита поступила сразу во 2-й класс. Училась средне, была послушным, ничем не выдающимся ребенком. Характер резко изменился в 8-м классе: по ее собственному выражению, из «клуши» она превратилась в лидера, стала секретарем комитета комсомола школы. Маргарита обожала младшую сестру, воспитывала, читала ей стихи. Мечтала стать педагогом.
Отец воспитывал дочерей безо всякого морализаторства, никогда не запрещал чтото читать или смотреть. Не требовал особой дисциплины. Но умел он быть и устрашающе строгим. Если Маргарита с друзьями слишком шумели у нее в комнате, он входил и произносил всего одну фразу: «Что здесь происходит?!». Но тон был таким, что всех как ветром сдувало.
Роль отца и его главного дела - Дома актера в жизни Маргариты Эскиной трудно переоценить. Даже в годы сталинской эпохи в Доме сохранялась атмосфера вольнодумства и блестящей импровизации. Капустники и «посиделки» отличались дерзким юмором и остросовременным подтекстом. В числе постоянных участников и сочинителей капустников - знаменитые актеры, «законодатели мод» Мария Миронова, Ростислав Плятт, Рина Зеленая.
«Алло, мы ищем...» Окончив школу в 1952 году, Маргарита Эскина решила поступать в педагогический институт на исторический факультет. На собеседовании ректор спросил, не эстонская ли у нее фамилия? Она ответила: «Нет, еврейская».
Ректор поинтересовался: «А на каком языке вы говорите дома?». Стало ясно, что, несмотря на незнание еврейского языка, поступить в институт вряд ли удастся. Через несколько дней Маргарита сама забрала документы и отнесла их в приемную ГИТИСа. Она поступила на театроведческий факультет. В студенческие годы умопомрачением всего курса был Александр Вертинский. Если его концерты случались в ЦДА, студенты, во главе с Маргаритой Эскиной, устраивали настоящие набеги. Пока она расточала улыбки знакомым билетерам, ее однокурсники один за другим просачивались в зал.
Эскина еще сдавала последние выпускные экзамены, когда ее друг Сергей Муратов, работавший тогда на телевидении в отделе программ, неожиданно предложил ей подменить его на время отпуска. Так в 1956 году она переступила порог телестудии на Шаболовке. Тогда на телевидении все только начиналось: первые «Новости», первые внестудийные передачи, первые телеспектакли. Работало всего человек 200, вместе с теми, кто обслуживал технику. Вскоре Эскина стала заместителем главного редактора Молодежной редакции ЦТ. При ней стали выходить в эфир передачи «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, девушки!», «Аукцион», «От всей души».
Однако в 1979 году председателем Гостелерадио стал Сергей Лапин. Началось гонение на неугодных, в их числе была и Эскина. Расставание с телевидением стало настоящей трагедией, казалось, что жизнь кончена. В течение десяти лет она много раз меняла место работы: даже работала в Оргкомитете «Олимпиады-80» - руководила отделом подготовки церемоний открытия и закрытия. «Кроме постановочной группы, которую возглавлял Иосиф Михайлович Туманов, там было много совершенно неподготовленных людей. Не было настоящих организаторов. Зато много было комсомольцев, работников КГБ, случайных людей... - вспоминала Эскина. - И вот тут, конечно, мои оргвозможности были абсолютно востребованы. Это было время, утешившее меня немножко. Олимпиада дала возможность хотя бы думать о том, что ты важен. Начинается открытие - ты сидишь с рацией, а тебе докладывают, что один пост готов, второй, третий... И когда это все начинается, ты понимаешь, что впереди сражение - огромная битва, которую ты ведешь. Но после Олимпиады я опять оказалась без любимой работы».
И она сказала: «ДА» «ДА» - это Дом актера, вернее, ЦДА, Центральный Дом актера, тот, что в Москве. Стать директором Эскиной предложил Михаил Ульянов в 1987 году. Ей было уже 55 лет. В скором времени Дом актера стал душойтеатральной Москвы. Здесь даже встречали вместе Новый год. После рождались театральные байки.
- Стояла закуска, такая, очень скромная, но в центре стояла, на блюдечке, красная икра. Ее было совсем мало. И рядом с нашим столиком был столик Веры Петровны Марецкой, а Боря Поюровский (он иногда совершает детско-дурацкие поступки) ходил по столам и бросал конфетти. И вот когда эти конфетти попали на красную икру... Марецкая таким матом ругалась за эту красную икру!
Это я просто забыть не могу, - вспоминала Эскина.
В 1990 году Дом актера на Тверской сгорел. После мыканий по разным сценическим площадкам столицы Эскиной дали здание на Арбате. Сколько самых знаменитых людей страны ходили по инстанциям, чтобы этот новый Дом не отобрали! Полководцем той «войны» была Маргарита Александровна. Полководцем-победителем. При том, что в коммерческих проектах Дом актера не замечен. Все делается на условиях благотворительности. В чем тут секрет популярности? На это вопрос ответила сама Эскина.
- Во-первых, это дом с домашней атмосферой. Второе - наш дом объединяет людей добром и любовью. Это моя вера, мой, как говорят, пунктик. Ведь Дом актера по многим показателям уже не должен был бы существовать. Время другое: более динамичное, коммерческое. Ко мне приходят люди, не связанные с коммерческими делами. Им ничего не нужно от Дома актера, и мне от них ничего не нужно. Вот Коля Цискаридзе, - говорят, он с той тусовкой, с этой... А приходит к нам, ему никто ничего не платит, а он может весь вечер с нами и петь, и танцевать. Понимаете, каждому человеку нужно отдохновенье от сегодняшней трудной жизни.
Я ведь не обдумываю, что надо пригласить именно Серебренникова или Чусову...
Мы ждем в гости всех. А уж почему они не приходят, я не выясняю. Есть группа медийных лиц первого ряда, например, Хабенский или Пореченков, которые не приходят. И даже есть такие, которые здесь выросли, как Сергей Безруков, но тоже не приходят. Я все это замечаю. Наверное, некоторые относятся к Дому актера как к богадельне. Другое дело, что я могу горло порвать за эту «богадельню», поскольку уверена в том, что она нужна театру. Конечно, пригласить на вечер молодых артистов гораздо труднее. Вот недавно у нас был день первокурсника - пришли студенты всех театральных вузов, здесь впервые встречаются будущие театральные деятели.
Атмосфера сумасшедшая, это такое наслаждение...
Вот как это было при Эскиной. Как будет без нее? Если б знать...

Софья РЫЖОВА. Источники: «Новые известия», «Российская газета», «Новая газета», «biograph.ru», «kino-teatr.ru», «alefmagazine.com».



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz