Доктор Сэм Парниа один из наиболее известных американских специалистов по исследованию природы смерти. Он пытается непредвзято подойти к тому, что же происходит с нами в тот момент, когда наш сердце перестает биться, а дыхание останавливается.
В ближайшее время ему и его коллегам предстоит опросить 1500 человек, выживших после остановки сердца. Пациенты должны будут рассказать, что они испытывали между двумя важнейшими в их жизни моментами - когда их сердце остановилось и когда оно забилось вновь. Перед началом эксперимента Парниа рассказал журналу «Time» о своих предстоящих и предыдущих исследованиях смерти как явления и состояния.
По его данным, медицина и психология пока не располагают точными сведениями о том, что происходит в момент смерти с личностью, индивидуальностью человека. Однако данных о том, что во всех случаях после отказа мозга «выключается свет» и человек перестает воспринимать реальность, нет.
Известно, что, когда сердце останавливается, в мозг перестает поступать кровь. А значит, в течение ближайших десяти секунд, которые требуются для того, чтобы восстановить сердечный ритм, активность мозга прекращается. Однако, согласно исследованиям Парниа, от 10 до 20 процентов людей, вернувшихся к жизни после пребывания в состоянии клинической смерти, утверждают, что были в момент отказа центральной нервной системы в полном сознании. Часто такие люди рассказывают, что в этот момент видели все действия врачей по оказанию им медицинской помощи со стороны либо сверху. Во многих случаях все данные «с потолка» полностью подтвердили врачи, вернувшие пациентов к жизни.
Врачи диагностируют смерть, когда сердце перестает биться, легкие прекращают работать, а затем отключается мозг и в связи с этим глаза человека прекращают реагировать на свет. Если все эти признаки смерти присутствуют и оказываются необратимыми, врач может позвонить медсестре и приступить к оформлению свидетельства о смерти.
50 лет назад после таких симптомов человек уже никогда не возвращался к жизни. Сейчас же существует другое ограничение - продолжительность жизни мозга после прекращения его питания кислородом. Если врачам не удается запустить сердце в течение нескольких минут, дальше это уже становится бессмысленным - мозг гибнет, и пациент уже не может прийти в сознание.
В настоящее время временной промежуток между жизнью и смертью может длиться еще дольше.По словам Парниа, разработаны препараты, которые могут замедлять повреждение клеток мозга, оставшихся без кислорода. Таким образом, врачи через десять лет научатся возвращать к жизни пациента, у которого все жизненно важные органы не работают уже несколько часов.
Такого рода препараты могут привести к невиданному прорыву в медицине - и при этом, к тому же, расширить наше представление о природе смерти. Медики и психологи, возможно, смогут продвинуться за пределы нынешних границ науки.
Но даже сейчас, не дожидаясь, когда препараты, сохраняющие клетки мозга, попадут на рынок, уже можно начинать проверять предположение о том, что сознание может существовать отдельно от тела.
Наука не слишком интересуется, почему это может происходить. Гораздо важнее вопрос - как?
Сейчас большинство ученых считают, что мозг и ум - это одно и то же. И это предположение верно, подобно тому, как верна ньютоновская физика. Мы продолжаем пользоваться ею до сих пор.
Однако в начале XX века появилась квантовая физика, которая не опровергает механику Ньютона, но подходит для условий не макро- , а микромира. Парниа и его коллеги не собираются опровергать современную психологию и нейрофизиологию, но ищут условия, при которых они неверны.
Возможно, этими условиями является процесс смерти.