UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 13 сентября 2008 года №101(3123)


На виду
Идеи на $1000000


Российские математики, академики Владимир Арнольд из московского и Людвиг Фаддеев из петербургского отделений Математического института РАН имени Стеклова удостоены престижной премии «Shaw Prize"2008», которую называют «Азиатской нобелевской премией». Она была учреждена в 2002 году гонконгским медиамагнатом и филантропом Шао Ифу для ученых, внесших важный вклад в развитие астрономии, математики и наук о жизни. Российские ученые получили премию и $1 млн за их «обширный и важный вклад в математическую физику». Владимир Арнольд и Людвиг Фаддеев считаются одними из самых выдающихся российских математиков XX"XXI веков. В этом году академик Арнольд был удостоен Государственной премии России за 2007 год, а Фаддеев получил ее двумя годами ранее.
Его понимает сто человек Людвиг Дмитриевич Фаддеев (родился 23 марта 1934 года в Ленинграде) стал академиком неправдоподобно рано - в 42 года, - он собрал весь иконостас наград математического мира - медали Дирака, Планка, премию Хайнемана, его избрали в старейшую в мире Национальную академию наук Франции. Область исследований академика Фаддеева невозможно описать общедоступным языком, поэтому журналисты предпочитают поговорить с Фаддеевым просто о жизни, какой она видится математику. Только на один вопрос академик не отвечает никогда - в научном сообществе многие считают, что в 1999 году его незаслуженно обошли Нобелевской премией, которую получили два американца за работы, начатые Фаддеевым. Будто бы его фамилия была вычеркнута в последний момент, а в 2000 году в знак примирения Нобелевскую премию получил Жорес Алферов...
- Семь лет я был загребным в восьмерке по академической гребле физфака Ленинградского университета. Зимой на лыжах за команду университета бегал. Сейчас катаюсь на горных лыжах. В Кремле с Путиным про горные лыжи поговорили, не про математику же...
Я ученый в третьем поколении. Все предки приехали в столицу из средней России, выбились из крестьян в купцы. В Питере была фабрика махорки Замятина, это мой дед. Кстати, знаменитый писатель - двоюродный брат матери. Отец был профессором математики в ЛГУ, членом-корреспондентом АН СССР. Мать занималась прикладной математикой, участвовала в атомном проекте. Отец долго одновременно учился на матмехе и в консерватории, не мог выбрать, что ему больше нравится. Я тоже на рояле играю, но гораздо хуже отца.
У нас в семье считалось неприличным заниматься уроками с детьми. Я со своими дочерьми тоже математикой не занимался. Из детства помню, как отец, решив сложную задачу, стал возбужденно ходить по кабинету. Я спросил: «Папа, много людей тебя поймет?».
«Человек пять», - ответил он. Я решил, что математикой никогда не буду заниматься. Поступил на физический факультет, чтобы пойти другой дорогой. Занимаюсь в итоге математической физикой. Ученых с тех пор стало больше. Меня понимает человек сорок. Нет, сто.
Моя жена жалуется, что устала смотреть в мою спину. Я все работы пишуна черновиках от руки, потом переношу в тетрадь. У меня были прекрасные учителя - академики Ольга Ладыженская и Владимир Фок, но я уверен, что самое лучшее образование человек дает себе сам. Даже гениальный Ландау, подозреваю, дома очень много работал, но на людях в этом не признавался, удивляя всех озарениями, которые были заранее просчитаны.
На олимпиадах я не побеждал, среди студентов лучшим не был. Но диссертацию защитил первым, что вызвало большое раздражение. Когда за рубежом мне стали высокие премии давать, Колмогоров сказал: неприлично, что я не академик, - и меня сразу выбрали.
В 1953 году меня почти уже арестовали по доносу за чтение Кнута Гамсуна. Еще в 1971 году мне предлагали возглавить кафедру в Принстоне. Недавно давали Институт имени Эйнштейна в Нью-Йорке. Но я родился в России и хочу жить и работать в моей стране. Для меня родной лес эмоционально важен, без него не смогу. И учеников я оставить не могу, уехать - значит, предать их.
Сколько будет 2+3 Владимир Игоревич Арнольд родился 12 июня 1937 года в Одессе. Окончил механико-математический факультет МГУ. Ученик К.Колмогорова. Доктор физико-математических наук (1963). В 1965-1986 годах профессор МГУ. Академик АН СССР (с 1990).
Иностранный член нескольких мировых академий наук. Международный астрономический союз назвал одну из малых планет именем «Владарнольдо». Награды: премия Московского математического общества, Ленинская премия (вместе с академиком А.
Колмогоровым). Названы в честь него: течение ABC, теорема Колмогорова-Арнольда-Мозера, отображение Арнольда.
- С образованием в мире дела обстоят очень скверно. В России, правда, как ни удивительно, чуть лучше, но все равно - плохо! Я начну с высказывания, прозвучавшего на одном из заседаний в Париже, где выступал министр науки, образования и технологий Франции. Он рассказал о своем эксперименте. Он спросил школьника: «Сколько будет два плюс три?» И этот школьник, умный мальчик, отличник, не ответил, так как он не умел считать... У него был компьютер, и преподаватель в школе научил им пользоваться, но суммировать «два плюс три» он не мог. Правда, это был способный мальчик и он ответил: «Два плюс три будет столько же, сколько три плюс два, потому что сложениекоммутативно...» Министр был потрясен ответом и предложил убрать из всех школ преподавателей-математиков, которые так учат детей.
Процветает пустая болтовня, и она заменяет подлинную науку. Я могу продемонстрировать это еще одним примером. Ребятишки, приезжающие в Америку, к примеру, из Китая, оказываются подготовлены гораздо лучше, чем американские. Американцы превосходят своих зарубежных коллег во всевозможных «сопутствующих» предметах - тех, которые я называю «кулинарией» и «вязанием», а в фундаментальных науках - сильно отстают.
Американцы тут же создали комиссию, которая определила круг проблем, вопросов и задач, который должен старшеклассник знать при поступлении в университет. Главное умение 111 разделить на три!
К 17 годам школьник должен эту арифметическую операцию производить без компьютера. Оказывается, американцы этого не умеют... 80 процентов современных учителей математики в Америке понятия не имеют о дробях. Они не могут сложить половину с третью. Среди учеников эта цифра составляет уже 95 процентов!
Я обсуждал эту проблему с выдающимися математиками Америки, многие из них мои друзья, достижениями которых я горжусь. Я задавал им такой вопрос: «Как вам удалось при столь низком школьном образовании достичь столь высокого уровня в науке?» И один из них мне ответил так: «Дело в том, что я рано научился «двойному мышлению», то есть у меня было одно понимание предмета для себя, а другое - для учителей в школе.
Мой учитель требовал, чтобы я ему отвечал, что дважды три - восемь, но сам-то я знал, что это шесть... Я много занимался в библиотеках, благо есть прекрасные книги...».
Угроза наступления века невежества кажется совершенно реальной...
Математика - это наука. Она была ею всегда, есть и будет! Также я считаю, что нет «теоретической» науки и «прикладной». Я полностью согласен с великим Пастером, который сказал: «Прикладных наук никогда не было, нет и не будет, потому что есть наука и есть ее приложения». Если тенденция по выхолащиванию математики из учебного процесса у нас продолжится, Россия превратится в Америку!
Тот факт, что мы все еще имеем активно работающих математиков, отчасти объясняется традиционным для российскойинтеллигенции идеализмом (с точки зрения большинства наших зарубежных коллег, просто глупостью), отчасти же - большой помощью, оказанной западным математическим сообществом.
Значение российской математической школы для мировой науки всегда определялось оригинальностью российских исследований и их независимостью от западной моды. Чувство, что занимаешься областью, которая станет модной лет через двадцать, чрезвычайно стимулирует.

Софья РЫЖОВА.
Источники: ИА «Столетие», сайт «Люди Петербурга», «People’s History», «Википедия», «NEWSru.com».



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz