UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 18 октября 2008 года №116(3138)


На виду
Три имени Артмане


Досье Алида Францевна Артмане родилась 21 августа 1929 года в Латвии, в деревне под Тукумсом. Мать - полька, отец - из прибалтийских немцев. В 1949 году Вия окончила студию и была принята в труппу Художественного академического театра имени Яна Райниса. На сцену она впервые вышла, когда ей едва исполнилось 20 лет. Ее первой серьезной ролью была Джульетта. Почти 50 лет, большую часть своей жизни, актриса проработала в труппе Художественного академического театра. В 1999 году она перешла в Рижский молодежный театр. В кино дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма». Этапными для актрисы стали роли Сони в фильме «Родная кровь» и Оны в фильме «Никто не хотел умирать». В семидесятые годы Вия Артмане была популярнейшей актрисой советского кино. Одной из самых ярких ее работ стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа Моэма «Театр». Одной из последних ролей выдающейся актрисы в кино стала роль императрицы Екатерины II в фильме «Золотой век» (2003 г.). Всего за свою кинематографическую карьеру она снялась более чем в сорока лентах. Большим успехом пользовались театральные постановки с ее участием. За свой вклад в искусство Вия Артмане получила звание народной артистки СССР. В последние годы актриса редко появлялась на экранах. После распада СССР подверглась настоящим гонениям. В 1993 году в результате неонационализации лишилась квартиры. Дом, в котором она прожила более сорока лет, передали потомку бывшего владельца. За последние несколько лет она перенесла два инсульта и инфаркт. Об актрисе были сняты два документальных фильма - «Разговор с королевой» и «Обидеть королеву. Вия Артмане». В 1990 году в Москве издана книга ее воспоминаний «Сердце на ладони», а в 2003 году в Риге изданы мемуары «Зимостойкие.
Мгновения моей жизни». Сын - Каспар Димитерс, музыкант, автор либретто к рокопере «Собор Парижской Богоматери». Дочь - Кристиана Димитере, художник. Вслед за сыном приняла православие, взяв имя Елизавета. Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в Латвии на 80-м году жизни.
В мире можно по пальцам пересчитать актеров с такой великой популярностью, какая была у Вии Артмане. И в то же время людей с такой же загадочной судьбой. Начать с того, что у нее было три имени. Первое она получила от рождения - Алида. Второе - Вия - стало ее сценическим псевдонимом и срослось с ней навсегда в сознании публики. Третье дали, когда ей было уже за 70, при крещении, - Елизавета. Еще один миф - Артмане никогда не хотела покинуть Латвию, даже переселившись в дачный домик, отклонила предложение уехать в Москву и жить в хорошей квартире в центре российской столицы. Актриса говорила: «Я латышка и рада, что могу жить на родине». Ее даже звали «Мать Латвия». Но, судя по сведениям биографов, ее мать была полячкой, а отец - из прибалтийских немцев. Сказать в очередной раз, что жизнь великой актрисы была окутана тайной? Артмане выше банальности. Она жила без любви, учила роли, стирая и гладя белье, не раз слышала от мужа ругань в свой адрес и с великим трудом спасла сына от алкоголизма. Но у нее была любовь. К театру, к кино, любовь публики, которой ее руки казались белее мрамора, ее глаза и улыбка неповторимыми, которая, наконец, просто ее боготворила.
В 10 лет - пастушка - Я очень плохой человек. У меня никогда не было идола, - говорила Артмане в одном интервью. - У меня не было отца, он умер, когда мне было несколько месяцев. Девочки, растущие без отца, всегда бывают замкнутыми. И я была именно такой. Поэтому мне очень трудно было войти в театральный мир и приспособиться к нему. И поэтому же я никогда не испытывала восхищения ни перед кем из коллег. У меня были кумиры, но из числа тех актеров, с кем я никогда не работала и даже не была знакома. Это Жан Габен и Мишель Морган. Он меня поражал своей правдивостью, а она - хрупкостью и женственностью...
Мать Вии родилась в очень бедной семье. Чтобы прокормиться, пошла в прислуги к богатому барону. На девушку засматривались многие, а сын зажиточного хуторянина влюбился в нее по-настоящему. Он долго уговаривал батрачку стать его женой, и наконец свадьба состоялась. Но счастье молодых было кратким. За четыре месяца до рождения дочери отец Вии трагически погиб. Однажды беременная мать пошла за водой к колодцу.
Набрав воду,она отошла в сторону, и в это время навес над колодцем сорвался вниз.
Анна позвала из дома мужа. Тот попытался в одиночку поднять навес и надорвался. Через несколько дней он умер. Ему было всего девятнадцать. И мать с крошечной Вией выгнали с хутора. Женщина снова пошла батрачить, скитаясь от одних хозяев к другим. Вскоре Анна вновь вышла замуж. Однако новый супруг оказался грубым и пьющим. Прожив с ним несколько месяцев, женщина не выдержала и ушла куда глаза глядят. Какое-то время они скитались по разным углам. Анна батрачила у зажиточных крестьян, а Алида целыми днями была предоставлена самой себе.
Игрушек у нее не было, и она мастерила себе куклы из цветов. Ее лучшей подругой была корова. В 10 лет мама отдала Алиду в пастушки. Пять лет она работала пастухом. Маленькая латышская школьница Алида хотела стать юристом: «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых».
Наконец Анну взяли прислугой в богатую рижскую семью. Старшие дочери хозяев учились в Берлине, одна - пению, вторая в балетной школе. Последняя однажды заметила, как Вия танцевала в пустой комнате, включив радио, и научила дочь батрачки нескольким балетным па. Когда в Риге была создана школа танца «а-ля Айседора Дункан», способная девочка стала ее ученицей. Потом Вию увлек театр, и каждый вечер она бегала на представления то русской, то латышской труппы. После окончания актерской студии Артмане принимают на работу в театр «Дайлес».
Примадонны театра придирчиво разглядывали девятнадцатилетнюю Вию, шипя: «Что за актриса? Ни груди нет, ни задницы. Нет профиля!». А еще говорили, что за душой у нее нет страданий, что она «чистый лист». Никто и не подозревал, что она уже успела испытать на себе унижения сиротства, бедности и голода. Она была в театре Джульеттой и Офелией, королевой Англии Елизаветой и Екатериной II, играла героинь Чехова, Достоевского, Гоголя. Здесь она стала Вией Артмане.
«Счастливой себя не чувствовала» В отличие от театральной, семейная жизнь Артмане не была счастливой.
«Мой муж - мы играли с ним в одном театре - был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе его. Он не был таким, о каком я мечтала и кого я бы хотела иметь рядом, но я смирилась. Да... Судьба у меня вообще удалась. Но полностью счастливой я себя никогда не чувствовала. Может быть, потому, что хорошего женского счастья у меня никогда не было. Меня никто не щадил. Кроме мамы. А мужчины рядом не было. Был актер. Отец моих детей. Но любимого, нежного мужчины рядом со мной не было. Могу сказать об этом совершенно откровенно. Бог простит».
История их отношений чем-то напоминает историю, сыгранную Артмане в фильме «Театр» по великолепному роману Сомерсета Моэма. Самый популярный актер театра, всеобщий любимец и красавец Артур Димитерс влюбился в молодую актрису. Он был старше Вии на четырнадцать лет, к тому же женат на известной художнице. Ухаживать начал сразу. Ярко, напористо. Вия сопротивлялась. Но Артур не отступал. Ухаживания сочетались с преследованиями и даже шантажом. Он мог вступить в драку, если кто-то пытался завладеть вниманием его юной избранницы. Наконец Вия согласилась стать его женой.
Но счастья в семье не было. Артур страшно ревновал Вию.
- Могу сказать только одно. Я свою супружескую постель ни с кем, кроме мужа, не делила, - говорила Вия Артмане, сопротивляясь всяким слухам. Например, о том, что свою дочь она родила от актера Евгения Матвеева.
Зрителям хотелось продолжения истории любви, которую они так заразительно сыграли в фильме «Родная кровь». В то, что сестра - дочь Матвеева, верит даже сын Артмане.
Было время, Вия даже хотела уйти от мужа, настолько ей казалась тяжелой жизнь вместе.
Димитерс был востребован в театре и кино, а на семью, детей его сил не хватало. Вия тряслась после долгой съемки на автобусе по проселочным дорогам, чтобы успеть приготовить детям обед на завтра, перестирать и перегладить горы белья... А супруг считал ниже достоинства даже сходить за хлебом. Королевой Артмане была только на сцене. И все-таки с Артуром Димитерсом Вия прожила 27 лет. Когда его не стало, она долго не могла прийти в себя.
- Он был великим актером. Такого в Латвии не будет еще лет 50 как минимум. Конечно, наша семейная жизнь не была такой, о которой я мечтала, но со временем страсти улеглись, и мы долгие годы были друг для друга отдушиной. Для меня и для него театр был главным в жизни. Он придал мне смелости и уверенности в себе. Правда, думал, что раз я моложе, то будет мною всю жизнь управлять и поучать. Так не получилось. Сейчас образ Артура с нами. Внуки любят его по моим рассказам. У нас много смешных историй про него.
Один человек долго и занудно жаловался на жизнь. На самом деле никакой трагедии у него не было. Просто это была мелкая личность. Артур слушал его, слушал, а потом сказал: «Милый, кто же тебе так заср... глаза, что ты ничего хорошего вокруг не замечаешь?».
Свою популярность Артмане чувствовала, пожалуй, лишь тогда, когда шла с детьми по улицам. Ее узнавали, останавливали.
Смерть Артура Димитерса в 1986 году стала прологом к самой трудной полосе в жизни актрисы.
Столетний дом После распада СССР Вия Артмане подверглась гонениям в националистически настроенной Латвии. Ее преследовали за то, что она позволила себе сняться в фильме по русской прозе. Припомнили, что она была кандидатом в ЦК Компартии Латвии. Ее упрекали в том, что она не участвует в новой политической жизни страны. Короче говоря, началась целенаправленная травля. За мать вступился сын, написав статью в газету «Сколько стоит Вия Артмане?», поднял огромный шум, призвал опомниться. Проработав 50 лет в Латышском художественном театре, Артмане покинула его, перейдя работать в Рижский молодежный театр. Там она, после долгого творческого бездействия, наконец, сыграла в спектакле «Пиковая дама». По ее словам, она вернулась в юность. Спектакль имел большой успех. После первого спектакля не раздалось аплодисментов. Актеры и режиссер растерялись. Потом оказалось, что почти у каждого зрителя руки были заняты букетом цветов, и все они упали к ногам Артмане.
Но в 1993 году в Латвии приняли закон о реституции, согласно которому все, что до советской власти принадлежало богатым буржуа, возвращалось им в собственность. У дома, где была квартира актрисы, объявился хозяин, пожелавший брать за жилье столь высокую плату, что семья Артмане была вынуждена съехать. Но об этом Вия не любила рассказывать.
Она переехала с дочкой и внучкой в деревянный одноэтажный столетний дом в дачном местечке Муриани в 40 км от Риги. Вырастила вокруг цветы, навела уют. Не хотела сгибаться.

Софья РЫЖОВА.
Источники: «Актеры советского кино», «peoples.ru», «YTRO.RU», «Лента.РУ», «Аргументы и факты», «kino-teatr.ru», «ru.wikipedia.org».



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz