UCOZ Реклама

?????? ?????...

Четверг 9 октября 2008 года №112(3134)


Чехов как средство борьбы со стрессом


«Небольшой театр» открыл седьмой театральный сезон признанием в любви к Чехову. «Чехов с любовью» - так называется премьерный спектакль по известным рассказам классика русской литературы «Предложение» и «Медведь».
Создатели спектакля, с одной стороны, занялись приятным делом - эти известные водевили, трогательные и смешные, смотрятся легко и, надо полагать, с удовольствием играются. Кроме того, эти вещи стоит пересмотреть, чтобы убедиться, насколько талантливым писателем был Антон Павлович Чехов - уж очень хорош авторский текст (если позволительно назвать этим бесцветным словом классическую литературу). Например, в том месте, где Ломов из «Предложения» рассуждает о достоинствах и недостатках женатой и холостой жизни. Перечитайте, вам понравится.
С другой стороны, выбор материала можно назвать достаточно рискованным именно в силу его классичности. Эти чеховские водевили, как мне кажется, могут оказаться ложной приманкой для театров, особенно непрофессиональных (помните, как в фильме «Берегись автомобиля»: «Не пора ли нам замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?»). Небольшой объем материала, легкий, как брызги шампанского, сюжет с резкими поворотами, непревзойденный юмор могут создать обманчивое впечатление, что «любой сможет это сыграть». Ан нет: вся прелесть этих рассказов в их динамизме и юморе, а сыграть смешно и на одном дыхании - непросто. Более того, перед глазами маячат хрестоматийные работы известных актеров, поэтому сравнение с образцами почти неизбежно. Взять хотя бы известный черно-белый фильм 1938(!) года «Медведь» с Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской. Или блестящий спектакль «А чой-то ты во фраке?» (комическая опера и балет для драматических артистов по «Предложению») с музыкой Сергея Никитина, который идет в московском театре «Школа современной пьесы» уже 17 лет с неизменными аншлагами.
Режиссер-постановщик спектакля «Чехов с любовью» в «Небольшом театре» Марина Корнева рассказывает, почему она остановилась на чеховской комедийной классике: «При выборе пьесы у постановщика три ориентира: время, автор, коллектив. Когда театр покинула группа актеров, у нас остался небольшой коллектив. Поскольку в связи с этими событиями театр испытал немало отрицательных эмоций, нам захотелось поставить комедию. Причем классическую. Чехов подошел идеально: это веселая пьеса для небольшого состава актеров, две истории, объединенные темой любви».
Поскольку «Небольшой» - это театр все-таки профессиональный, с задачей он в целом справился.
Марина Корнева поставила этот спектакль в классической манере, без модернизма-абстракционизма, но весело и с выдумкой. Заметно, что молодые актеры, волею судьбы оказавшиеся лидерами, довольно быстро повзрослели - в творческом смысле. Артемий Курчатов убедительно и азартно сыграл молодого помещика Ивана Васильевич Ломова, который приехал свататься и чуть не до инфаркта рассорился со своей потенциальной невестой Натальей Степановной (артистка Елена Мякушина) и ее отцом, помещиком Чубуковым (артист Александр Наугольнов). Николай Авдеев столь же уверенно сыграл «медведя» - помещика Смирнова, который приехал требовать долг у вдовы Поповой (артистка Елена Дворянскова), да и влюбился в нее. Обе актрисы блеснули в спектакле «живой» игрой на фортепиано. Когда сталкиваешься с реальным исполнением музыки актером, понимаешь, насколько это выигрышно. У Елены Мякушиной к тому же прекрасный «романсовый» голос. А сцена, где Наталья Степановна с Ломовым в четыре руки счастливо и беспечно играют разбитной «Собачий вальс», - это находка.
Отдельно стоит отметить сценографию и костюмы Надежды Ефремовой. Чуть ли не половину успеха этого спектакля я бы приписал тому, что актеры играют в комфортном сценическом окружении - с правдоподобной имитацией интерьера помещичьего дома и одежды героев, с дружелюбной цветовой гаммой, а также со стогом «сена» в левой части просцениума для нескольких мизансцен.
Сегодня в «Небольшом театре» официально «прописаны» десять актеров, из них пятеро пришли недавно. В связи с уходом группы актеров в декабре прошлого года из репертуара ушли «Блюз Толстяка Фредди» и «Те самые Аддамсы», но театральная афиша и без того немаленькая для десяти человек: шесть спектаклей для детей и подростков, которые можно смотреть всей семьей, и четыре спектакля для относительно взрослого зрителя. В планах руководства театра - новые постановки и участие в фестивалях для ТЮЗов.

Сергей ГОГИН. Фото автора.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz