UCOZ Реклама

?????? ?????...

Четверг 8 мая 2008 года №48(3070)


Завтра будет поздно


Губернатору Ульяновской области С.И.Морозову Председателю Законодательного Собрания Ульяновской области Б.И.Зотову Господа!
Летом нынешнего года в Ульяновске свершится одновременно и знаменательное в рамках города и Поволжского региона событие, и грустное для людей, не равнодушных к истории Симбирска-Ульяновска. Речь о замене последнего пролета Ульяновского железнодорожного моста через Волгу.
Наш мост был построен в 19131916 гг. и в то время по величине считался третьим в Европе. Авторы проекта - профессор Н.Белелюбский, А.Пшеницкий, О.Маддисон, П.Филин. Руководитель проекта Н.Белелюбский (1845-1922) в течение нескольких десятилетий возглавлял развитие мостостроения в России.
По его проектам были возведены крупные металлические железнодорожные мосты через реки Волга, Днепр, Обь, Белая, Ингулец и др.
Ряд предложенных им методов испытаний материалов вошел в международную практику.
Торжественная закладка моста на «быке» №6 состоялась 3 марта 1913г.
в год «Романовских торжеств» - 300летия Дома Романовых, поэтому мост называли «Романовский». До 1917г.
были намерения назвать его как «Императорский Его Величества Николая II» мост (Николаевский), а после 1917г. - как «мост Свободы». Мост соединил город Симбирск с заволжскими слободами, а центр России - с восточными районами страны. Ж/д линия «Инза-Киндяковка-Ульяновск-II - Заволжье-Бугуруслан-Чишмы» получила сквозное решение.
5 октября 1916г. было открыто пробное движение, а 1 декабря 1916г.
- временное пассажирское движение.
Эксплуатация началась с ноября 1917г.
Перемещение населения с одного берега на другой в летнее время осуществлялось паромом через проран, а зимой - по льду. Для перевоза рабочих и служащих завода им. Володарского, проживавших на правом берегу, использовался рабочий поезд, курсировавший между слободой Королевкой и ст. Ульяновск-II.
За время строительства и эксплуатации наш мост перенес не одно испытание. 7 июля 1914г. на нем случился пожар, который длился шесть часов. Огнем были испорчены три фермы (№7, 8 и 9, считая от правого берега).
В мае 1915г. оползень Симбирской горы серьезно повредил железнодорожные пути на правом берегу Волги, восемь опор эстакады, ближайшие к правому берегу опоры моста, шоссе и много городских построек. Объем сместившегося грунта составил 3 млн кубометров.
25 сентября 1918г. по приказанию начальника Симбирской «железной» дивизии Гая мост был взорван у левого берега заминированным паровозом, пущенным от правого берега.
Длительное время в истории гражданской войны это событие трактовалось иначе. По воспоминаниям бывших участников боев за Симбирск - красноармейцев этой дивизии, - мост был взорван белогвардейцами.
В связи с созданием Куйбышевской гидроэлектростанции им. Ленина и последующим повышением горизонта воды в период 1953-1957 гг.
были произведены работы по реконструкции ж/д моста под совмещенное движение с пропуском на раздельных пролетных строениях в одном уровне железнодорожного и автомобильного транспорта. Его пролеты с помощью домкратов были подняты на восемь метров у правого берега и на два - у левого, а опоры были усилены, наращены и использованы для строительства нового автодорожного моста. Пролетные строения старого моста не заменялись.
29 июля 1955г. на правом берегу в районе той же эстакады произошел крупный оползень с объемом сместившегося грунта 5 млн кубометров.
В ходе работ все опоры эстакады были засыпаны грунтом насыпи железной дороги.
5 июня 1983г. поздно вечером у шестого пролета моста потерпел аварию туристический теплоход «Александр Суворов» - число жертв составило 180 человек, ранено - 81. Было повреждено пролетное строение моста и сам теплоход.
В 2003г. началась замена пролетов ж/д моста. Первым 4 июня 2003г.
был заменен на новый небольшой пролет у левого берега. 19 сентября 2003г. проходила замена первого большого пролета у левого берега.
Через четыре года - 16-17 августа 2007г. - был заменен предпоследний пролет старого ж/д моста.
Этим летом последняя ферма этого моста, сохранившегося до наших дней памятника отечественного мостостроения, скорее всего, постигнет участь предыдущих 11 ферм: она будет разрезана и отправлена на переплавку неизвестными нам предпринимателями. Мы считаем, что этого не должно произойти и этот пролет должен быть сохранен и установлен в доступном месте как памятник отечественной технической мысли и технологии, как памятник русским ученым, инженерам и рабочим. И в этом качестве он может долго служить городу и стране, доказывая, что и у нас могут сохранять и беречь создания материальной культуры без указки вышестоящих организаций или по примеру иных стран.
Но надо спешить, чтобы решить все вопросы до окончательного снятия пролета. Программа его спасения должна быть разработана в течение одного-двух месяцев и включать следующие взаимосвязанныеразделы.
1. Организационная часть: определить состав организаций и предприятий, которые могут и должны оказать практическое содействие в решении проблемы, функции организаций и отдельных руководителей, сроки исполнения этапов.
2. Экономическая часть: убедить в исторической важности сохранения пролета нынешних владельцев металлоконструкций и отказа от его утилизации, обговорить все аспекты возможной частичной компенсации убытков этим владельцам, определить источники финансирования (областной и городской бюджеты, спонсоры, пожертвования населения) и составить калькуляцию основных этапов программы.
3. Техническая часть: использовать все возможности для привлечения к разработке проекта транспортирования и самой доставки пролета специалистов ОАО «Мост» и всех имеющихся технических средств ОАО «Мост» (пока специалисты и плавсредства находятся еще в Ульяновске), выбрать место и разработать проект установки пролета (мы предлагаем таким местом выбрать небольшой участок на городском пляже вблизи от местонахождения первого пролета).
4. Эксплуатационная часть: разработать на конкурсной основе проект дальнейшего использования пролета, который должен обеспечивать его привлекательность для горожан не только как технического сооружения-памятника, но и как места развлечений, приносящего определенный доход в городскую казну. Получение прибыли достижимо различными способами, в том числе через образование акционерного общества (с обязательным привлечением нынешних владельцев металлоконструкций пролета), которое может: - создать комплекс кафе и смотровых площадок на разных высотах пролета; - создать легкоатлетический манеж на проезжей части пролета; - создать комплекс аттракционов с рабочим названием «Симбирский экстрим» с использованием верхней дугообразной части пролета или рельсовых направляющих для смотровых тележек в нижней части пролета (в этом случае пролет следует установить ближе к кромке воды и перпендикулярно береговой линии).
Для получения других вариантов практического использования последнего пролета моста, установленного на волжском берегу, следует объявить премиальный конкурс через городские средства массовой информации и выбрать наиболее безопасный, экономичный и зрелищный.
Господа, не упустите последнюю возможность спасти часть нашей материальной культуры! Не повторите ошибок безграмотных администраторов, отправивших в металлолом ледокол «Ермак», первые отечественные паровозы и башню Шухова.

В.ИЛЬИН.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz