На днях Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о СМИ, позволяющие при определенных условиях закрывать газеты, журналы и телерадиостанции. Пишущий цех России в недоумении.
Большинство журналистов, судя по сообщениям, расценивают поправки как репрессивную по отношению к СМИ меру. С инициативой поправок выступил некий депутат-единоросс, прославившийся тем, что издавал одно время полупорнографический журнал. И то ли этого дядю крепко взяли за задницу, то ли еще что, но он резко изменил линию, начав требовать ужесточения ответственности СМИ и упрощения процедуры их закрытия. В частности, за клевету.
В правительстве законопроект поначалу отклонили, указав, что он повторяет уже существующую в Уголовном кодексе статью (129). Потом позиция министров изменилась и проекту дали ход. Наблюдатели в этой связи гадают, что бы все это значило.
По большому счету, поправка, будь она принята, мало что в жизни СМИ изменит. Их ответственность и сейчас высока. В судебном порядке и сейчас можно закрыть как газету, так и телеканал. Все в руках судов, точнее, в их объективности. Если они готовы к действиям по политическим мотивам, правовые нормы будут трактоваться ими в одном ключе; если же суды дорожат своей независимостью, решения они будут выносить строго по закону. А по закону вина в клевете должна быть доказана. Хоть сегодня ее надо доказывать, хоть завтра, когда эту норму втиснут еще в один закон. Тогда зачем весь сыр-бор?
Можно выдвинуть следующую версию: законопроект кем-то задуман как лакмусовая бумажка для Дмитрия Медведева. Либо как провокация против него. В последние месяцы Медведев не раз говорил, что у СМИ в России должно быть больше свободы и независимости. И вот ему, только-только ставшему хозяином главного кабинета страны, кладут на подпись репрессивный по отношению к СМИ закон. Как он должен поступить?
Подписав закон, Медведев фактически перечеркнет то, что декларировал раньше. Не подписав... В этом, может быть, как раз и гвоздь затеи. В том, посмеет ли новый президент отклонить закон, принятый партией власти - «Единой Россией». Не посмеет - цель будет достигнута, поскольку тем самым Медведев продемонстрирует свою послушность и с первых шагов снимет опасения, что поведет самостоятельную линию.
Иначе говоря, законопроект послужит эдаким средством укрощения главы государства и умаления его власти. После дискредитации в самом начале Дмитрию Медведеву будет крайне сложно настаивать на своем в дальнейшем.
Правда, этот законопроект может оказаться и козырной картой в его руках: отвергнув крен в сторону репрессий в отношении СМИ, президент даст понять, что не намерен становиться марионеткой и будет сам решать, какой линии ему придерживаться. Пока же, повторюсь, инициатива больше похожа на гаденький тест и попытку с первых дней президентства Дмитрия Медведева ограничить не столько свободу СМИ, сколько свободу действий нового главы государства.