UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 15 марта 2008 года №26(3048)


На виду
Шустрый чиновник


Досье Швыдкой Михаил Ефимович родился 5 сентября 1948 года в Киргизии. В 1971 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС-РАТИ), в 1977 году защитил кандидатскую диссертацию, имеет звание профессора истории зарубежного театра.
С 1973 по 1990 годы Михаил Швыдкой работал в журнале «Театр», а с 1975 года - обозревателем Всероссийского радио и телевидения по вопросам театра. Вел программы «Театр и жизнь» (выходившую ежемесячно), «Портреты друзей». С 1991 по 1993 годы Швыдкой - генеральный директор редакционно-издательского комплекса «Культура» Министерства культуры России, издающего книги и производящего видеопродукцию по проблемам культуры, а также президент телевизионного театрального клуба «Театр плюс ТВ».
С 1993 по август 1997 года - замминистра культуры РФ. В его обязанности входило курировать проблемы реституции, международные обмены, социальную политику в области культуры, а также вопросы книгоиздательства по культуре и отношения со СМИ. С 1997 по 1998 годы - главный редактор общероссийского государственного телеканала «Культура». С 1998 по 2000 годы - председатель Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. 2000 - 2004 годы - министр культуры РФ. С марта 2004 года - руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии. Доктор искусствоведения, профессор Российского государственного гуманитарного университета и Российской академии театрального искусства. Награжден орденом «Знак почета». Михаил Швыдкой является членом Союза российских писателей, Союза театральных деятелей и Союза журналистов. С июня 1999 года он член Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Лауреат премии Российской Академии художеств (1999) за создание телеканала «Культура». Автор книг «Драматургия. Театр. Жизнь», «Секреты одиноких комедиантов», «Заметки о зарубежном театре второй половины ХХв.», а также многочисленных публикаций в периодической печати. Женат, имеет двоих детей.
«Швыдкой» в переводе с украинского означает «быстрый», «шустрый». Прибавь те к этому обаяние, светскость, немалую толику здорового цинизма и получите портрет чиновника, приятного во всех от ношениях. Настолько приятного, что, когда премьер Примаков захотел сменить руко водство российского телевидения, под удар попал не Швыдкой, а его заместитель Ле син. Главная причина устойчивости Швыд кого во власти это его полная лояльность.
Он сам говорит, что «работает по свистку».
В том смысле, что «когда свистнут, тогда и посмотрим». Швыдкой никогда не спорит с начальством, обсуждение любых проблем заканчивает словами: «Все будет хорошо».
Человек в костюме В 195-й московской школе, где учился Михаил Швыдкой, все были уверены: он пойдет на физмат. По физике и математике ему в классе не было равных.
У него всегда была феноменальная память.
Одноклассник Швыдкого артист Игорь Костолевский рассказывает, как Михаил Ефимович, тогда просто Миша, однажды пришел к нему в гости, взял с полки томик Фейхтвангера, прочитал страницу и тут же пересказал ее наизусть.
По гуманитарным предметам Швыдкой тоже успевал неплохо, славился своими сочинениями. К тому же он прекрасно играл на пианино. С детства был душой общества и всегда любил всякие приколы. Вместе с Костолевским (они с 9-го класса сидели за одной партой) Швыдкой организовал джаз-банд. Единственным настоящим инструментом в нем было пианино. Контрабасом служил деревянный ящик, в котором проделали дырку. К ящику привязали палку, на палку натянули веревки. На одном из школьных вечеров две будущие знаменитости исполняли «Танец маленьких лебедей» зрелище было препотешное.
Он блестяще знал английский язык. (Рассказывают, уже много позже на какой-то из презентаций молоденькая переводчица потеряла нить, «поплыла». Тогда Михаил Швыдкой встал к микрофону и стал переводить сам.) Михаил Ефимович вспоминает, что одевался бедно, всегда носил какую-то немыслимую фуфайку.
- У нас с мамой был один свитер на двоих.
Когда она шла в консерваторию, она его надевала, когда я шел в театр, его надевал я.
Когда мать во второй раз вышла замуж, Михаил переселился к бабушке: отношения с отчимом не сложились.
С тех пор, видно, и живет в Михаиле Швыдком глубоко запрятанное чувство незащищенности. Его броня - это самоирония и безупречный костюм. В интервью корреспонденту «Профиля» Михаил Ефимович иронизировал по поводу своей фигуры: «Я человек полноватый, лысоватый, если не сказать лысый, и, скорее, квадратный, нежели стройный...».
- Мне с детства нравятся костюмы,- говорит Михаил Швыдкой.- И когда я работал в журнале «Театр», всегда старался ходить в галстуке.
Когда у тебя плохое настроение, все валится из рук, то надеваешь костюм, белую рубашку, галстук и сразу подтягиваешься, в тебя как бы вливается жизнь. Мы жили в такое время и в таком обществе, где костюм был своего рода защитой.
Ты приходил в райком партии в галстуке - и уже хрен тебя голыми руками возьмешь! В этом, конечно, есть доля дурачества, но, я думаю, костюм - это защита. В нем чувствуешь себя уверенней, более подтянутым, серьезным.
Обед ушел в канализацию В молодости ради заработка Михаил Ефимович брался за любую работу: писал статьи и книги по проблемам театра и кино, преподавал в вузах, ездил с лекциями по стране. Рассказывают, как-то Швыдкой поехал в загранкомандировку с каким-то театром. Командировочные были смехотворные, и, чтобы хоть что-то скопить, артисты варили суп в ванне кипятильником. Однажды, когда суп был почти готов, в ванной появился хозяин номера. И увидел, что ванну заткнули его носками. Он в негодовании выдернул эту самодельную затычку, и обед артистов и Швыдкого ушел в канализацию.
На столетии МХАТа Швыдкой был одним из немногих, кто оказался почетным гостем и на «либеральном» вечере у Ефремова, и на «патриотическом» у Дорониной. У Ефремова он оживленно беседовал с Гайдаром и Костиковым, у Дорониной любезничал с Зюгановым, Язовым и Прохановым. В «женском» МХАТе Швыдкого не остановило даже то, что у входа публику встречал плакат: «Жиды, вон из России!», а в фойе бесплатно раздавали газету «Завтра».
Когда на Украине готовился к постановке националистический фильм «Молитва о гетмане Мазепе», Швыдкой выступил в поддержку постановки. Больше того, он был готов поддержать авторов фильма деньгами, чем несказанно обрадовал украинского министракультуры Богдана Ступку, игравшего в фильме Мазепу. Правда, увидев, что получилось в конечном итоге (сумасшедший гомосексуалист Петр Первый лишь один из персонажей этого крайне антирусского фильма), Швыдкой отыграл назад и даже впал в иную крайность, а именно призвал запретить демонстрацию фильма на территории России. Многие, правда, сочли, что подобными предложениями он создал фильму дополнительную и незаслуженную рекламу.
На вышедшую в свет книгу под названием «Михаил Швыдкой лучше Геббельса» ее герой никак не отреагировал.
- А зачем? Любой мой ответ принес бы славу автору и стоящим за ним ребятам. Книжка разошлась тиражом что-то около пяти тысяч экземпляров, а мое обращение в суд довело бы его до миллионного. Я не обращаю внимания на подобные... нападки.
Не обращает внимания и на такие фразы: «Без труда не вытащишь Швыдкого из дерьма».
Театр как сон Рассказывают, у Михаила Ефимовича было удивительное свойство: как только в зале гас свет и начинался спектакль, Швыдкой моментально засыпал. Как-то в Театре Маяковского ставили спектакль «Плоды просвещения», и режиссер Петр Фоменко пригласил Швыдкого на прогон.
В середине второго действия на сцене происходит спиритический сеанс, во время которого гаснет свет. А когда снова загорается, все актеры стоят на авансцене. Вот зажигается электричество, актеры смотрят в зал - и видят там мирно посапывающего Михаила Швыдкого!
- Я вообще мало сплю. Если четыре часа поспать удается - это нормально. А где-то раз в три месяца могу свалиться и проспать сутки.
Но я уже привык, всю жизнь так сплю.
В середине 80-х годов Швыдкой преподавал историю зарубежного театра на постановочном факультете Школы-студии МХАТ. Как рассказал один из его бывших студентов, не было случая, чтобы Швыдкой не опоздал на лекцию. (Говорят, он опаздывает всегда и везде, даже на защиту собственной докторской диссертации.) Обычно он влетал в аудиторию прямо в верхней одежде, когда студенты уже собирались расходиться.
Но самый забавный эпизод связан с зачетом. Швыдкой решил его обставить торжественно. Все вышли на улицу, к памятнику Щепкину, вынесли стулья.
- Самое трудное - принимать зачет,сказал Швыдкой. Чувствовалось, что его забавляет ответственность момента. Он собрал зачетки и, никого ни о чем не спрашивая, принялся проставлять зачеты. Вся церемония длилась не больше пятнадцати минут. И один из студентов, который никогда не спешил к началу экзаменов, опоздал. Он долго созванивался с Михаилом Ефимовичем, чтобы тот назначил ему день сдачи. Наконец все согласовали.
Студент так торопился, что подъехал к назначенному месту на такси. Швыдкой встретил его на тротуаре. И когда студент попытался выйти из машины, Швыдкой его остановил. Он задавал ему вопросы до тех пор, пока не нащелкало рублей десять - сумма немалая по тем временам. И только после этого отпустил.
Жена Михаила Ефимовича, Марина, тоже человек театральный. Она актриса. В жизни супруга Швыдкого, в искусстве - партнерша Вахтанга Кикабидзе. В фильме «Мимино» Марина сыграла стюардессу, на которую накричал вспыльчивый грузин-летчик.
«Культурная революция» спасает от коррупции - «Культурная революция» и «Жизнь прекрасна» спасают меня от коррупции. Неужели люди, которым не нравится сам факт моей работы на телевидении, хотят, чтобы я брал взятки? Мне, слава Богу, хватает...- говорит Швыдкой. - Многих раздражает «Культурная революция». Причем раздражает не сама программа, а возможность постановки вопросов, которые у нас бывают. Мне до сих пор не могут простить несколько тем. Например, «Русский фашизм страшнее немецкого» и «Пушкин безнадежно устарел». А вот программу «Жизнь прекрасна» никто не ругает - ее все хвалят. Другое дело, что говорят: вот, чиновник федерального уровня поет и пляшет - нехорошо. «Театр+ТV», кстати, тоже никто не ругает. Но опять-таки многих смущает то, что высокий чиновник сидит с актерами, выпивает и травит всякие байки.
Афишируемый ежегодный доход Михаила Швыдкого составляет около 5 млн рублей.
По официальным данным, служба на посту главы Федерального агентства по культуре и кинематографии приносит ему 640 тысяч рублей, чтение лекций в РАТИ - 19,4 тысячи. Остальная часть годового жалованья Михаила Швыдкого связана с телевидением. Самой доходной для чиновника является программа «Жизнь прекрасна» (СТС) - 2,5 млн рублей.
Заработок от «Культурной революции» («Культура») составляет 930,5 тысячи, а от «Театра+ТВ» («Россия») - 700 тысяч.
Правда, коллеги-конкуренты экс-министра утверждают (конечно, сугубо неофициально), что все-таки ценность должности главы Роскультуры для шоумена Швыдкого неоспорима, так же как и для Александра Роднянского, сообщает интернет-сайт «compromat.ru». Через соведущего «Жизнь прекрасна» президенту «СТС Медиа» будто бы проще получить визу на многочисленные сериалы, идущие на канале, а она должна стоять на каждом фильме, транслируемом в нашей стране. Кроме того, государство до сих пор финансирует производство кино, и решение о выделении денег - также епархия Швыдкого. «Никогда мы не строили свои отношения с Михаилом Швыдким как с чиновником, для нас он - талантливый ведущий, который делает оригинальное и успешное ток-шоу», - отвечает на подобные обвинения Александр Роднянский. А сам Швыдкой предпочитает не обращать на них внимания.

Софья РЫЖОВА.
Источники: «Профиль», «Новые известия», «Итоги», «Коммерсант», «nns.ru», РИА «Новости», «24news.ru», «biografiya.ru», «Российский «Кто есть кто», «Собеседник», «compromat.ru», «sem40.ru», «РБК», «Консерватор», «peoples.ru».



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz