Недавно увидел свет пятый том энциклопедии «Русские писатели.
1800-1917». Одна из статей увесистой книги посвящена нашему земляку Михаилу Премирову.
На этой неделе исполняется 130 лет со дня его рождения, но до сих пор судьба писателя полна загадок и пробелов.
эту энциклопедию попадают не только популярные деятели литературы, но и мало пока известные широкому кругу читателей авторы, многие из которых в первой половине прошлого века стали жертвами репрессий. К числу таких совершенно неизвестных и никогда не упоминавшихся в нашей краеведческой литературе писателей относится и Михаил Премиров. Краевед Сергей Петров, узнав, что имя нашего земляка вошло во Всероссийскую энциклопедию, попытался разыскать о нем более подробную информацию. Для этого пришлось связаться с Ольгой Блинкиной, автором энциклопедической статьи о Премирове. Оказалось, Блинкина является сотрудницей общества «Мемориал», занимающегося историей террора и репрессий в нашей стране. 15 лет назад издатели «Русских писателей» обратились к ней с просьбой написать статью о Премирове. Из-за экономических трудностей выход нового тома энциклопедии был отложен, и он увидел свет только сейчас. А 15 лет назад Ольга Блинкина, собрав материал о нашем земляке, изложила его в достаточно сухой статье, соответствующей энциклопедическому стилю. Теперь же она передала копии имевшихся материалов о Премирове в Ульяновск Сергею Петрову.
Из них известно, что Михаил Львович Премиров появился на свет 21 июля 1878 года по старому стилю, то есть 2 августа - по новому. В автобиографии, написанной в 1913 году по просьбе известного библиографа и библиофила Венгерова, он указывал, что родился в селе Ахматово Ардатовского уезда Симбирской губернии в роду священнослужителей. Дед был псаломщиком, отец, Михаил Иванович, служил священником, мать, Александра Ивановна, в девичестве Троицкая, была дочерью священника. Первоначально дед и отец носили фамилию «Страховы», но тогда выпускникам духовных семинарий давали новые фамилии, и так Страховы стали Премировыми.
Когда Мише было четыре года, отец его скончался от нервно-психического заболевания в Сызранском мужском монастыре, оставив жену одну с пятью детьми. Семейство некоторое время бедствовало, перебираясь из села в село. Но, к счастью, дети священника имели право бесплатно учиться в духовных заведениях, и Михаил поступил в Симбирское епархиальное училище, по окончании которого пошел в Симбирскую духовную семинарию. Прослужив немного псаломщиком в селе Елаур Сенгилеевского уезда, он решил получить высшее естественно-научное образование и поступил в Юрьевский (Тарту) университет на медицинский факультет. Доучиться не удалось - в 1904 году из-за участия в студенческих волнениях он покинул вуз, а высшее образование завершил только в 1914 году в Казанском университете.
Покинув медфак, Премиров окончательно решил стать писателем.
В 1905 году, поселившись у сестры в Саратове, он начал публиковаться в местных газетах. Писательский опыт у Премирова уже был. Первая его публикация состоялась еще в 1899 году - в «Симбирских епархиальных ведомостях» вышел рассказ «Из детства». В «Саратовском дневнике» Премиров публиковал фельетоны, очерки на актуальные темы.
В 1906-1914 годах писатель жил в Петербурге, Юрьеве, Казани, Симбирске. В 1909 году в Санкт-Петербурге вышла его первая книга рассказов «Немые дали». Второй сборник «Кабак» в 1917 году был напечатан в Москве. Книги нашего земляка не остались не замеченными критикой. Мнения критиков и коллег, в том числе и самых известных, были разными. Так, Александр Блок в журнале «Речь» писал о том, что в «Немых далях» была отражена «истинно-современная беспредметность»: автор окунулся в серую жизнь и «пишет ее, пишет без конца и края». Короленко, отклонив присланные для публикации в редактируемом им «Русском богатстве» рассказы, отмечал, что «в авторе видно литературное дарование, но слишком уж одностороннее направление наблюдательности и совершенно ненужная обнаженность некоторых сцен». Известный критик Вересаев, оценивая сборник «Кабак», говорил, что рассказы из духовного быта Премирова ярки, талантливы и искренни, и замечал: «Если б все были такие...». Иван Бунин в «Окаянных днях» записал: «Кабак» Премирова. Несомненно талант».
Вероятно, отмечаемый талант Премирова нашел бы дальнейшее развитие, но случившаяся революция повлияла и на писательскую судьбу.
До 1925 года он жил в Орске, а в 1925 году приехал в Ульяновск, где недолго учительствовал в школе и ушел с работы из-за нездоровья. Все эти годы Михаил Львович пытался публиковать свои рассказы, но советские издательства его произведения не принимали. Возможно, писатель и кончил бы свои дни очень тихо, но в его жизнь вмешались начавшиеся тогда репрессии. В 1935 году он и его сын Лев были приговорены военным трибуналом Приволжского округа к шести годам лишения свободы по статье «государственные преступления и контрреволюционная деятельность». Михаил Львович растворился в ГУЛАГе, а сын его уцелел и, освободившись, работал художником в Алма-Ате. В 1965 году, через 30 лет после вынесения приговора, оба Премировых были реабилитированы.
К сожалению, пока о судьбе нашего земляка-писателя больше ничего не известно. Возможно, в Ульяновске живут его родственники, которые могут что-то рассказать, ведь у Михаила Львовича было четыре сестры.
А неизученное творчество нашего земляка может стать предметом исследований для литературоведов.