В этом году исполняется полвека, как был сдан в эксплуатацию в Ульяновске автодорожный мост через Волгу. Произошло это событие во второе воскресенье августа 1958 года, в профессиональный праздник - День строителя.
На пятачке у предмостовой дамбы на правом берегу реки состоялся митинг, на котором присутствовали партийные и советские руководители, строители-мостовики и многочисленные горожане.
После здравиц и приветствий была перерезана символическая лента и торжественно объявлено о рождении нового мостового перехода. Участники митинга расселись в автобусы и совершили «круг почета», проехав по мосту в обоих направлениях. Началось регулярное автомобильное движение.
Ульяновцы-старожилы, должно быть, помнят, что в те времена в правобережье города имелось автобусное сообщение с Киндяковкой (маршрут №2), с Засвияжьем (маршруты №6 и 3), с северной частью города (маршруты №3 и 4). Автобусы также ходили на старый железнодорожный вокзал (маршрут №1) и на берег Волги к пристаням (маршрут №5). А вот в Заволжье горожане могли попасть круглогодично - на рабочем поезде (в быту - «патронник»), летом - на пароме «Ульяновск», зимой - пешком по льду. Не было автодорожного моста!
И вот буквально на следующий день после его открытия «стартовал» очередной городской автобусный маршрут под №7 между центром города и садом «1 Мая» на Нижней Террасе. В последующие годы он был продлен до парка Победы.
Вначале на трассу поставили всего три автобуса. Вскоре стало очевидно - этого катастрофически мало. Автобус для заволжцев оказался привлекательнее рабочего поезда.
Насыщенность маршрута пришлось увеличить сначала до шести, а затем постепенно - до 15 единиц с интервалом движения семь минут. В конечном итоге «патронник» отменили.
У сада «1 Мая» была построена диспетчерская с павильоном для пассажиров.
Посадка в автобусы для поездки в центр рабочих первой смены завода была образцовой. Сотни «володарцев» выстраивались в линеечку, без давки и спешки, цивилизованно, заполняли автобусы, которые к тому времени в необходимом количестве подавали к посадочной площадке.
Благодаря этому дневной «пик» перевозок заводчан длился всего 20-25 минут.
Приезжающие из Минавтотранса специалисты всегда отмечали его необыкновенную кратковременность. В других городах в подобных ситуациях такой «пик» длился не менее одного часа.
Вспоминаю интересное парадоксальное явление на маршруте №7 того времени.
Люди, которые на левом берегу при посадке показывали образец организованности и дисциплинированности, на правом берегу в центре города автобусы брали буквально штурмом, давя друг друга и ломая двери.
Стоимость проезда тогда была покилометровая и зависела от расстояния. Километр стоил полторы копейки. В последующем был введен единый тариф - 6 копеек за поездку, независимо от расстояния.
Седьмой маршрут был разделен на два тарифных участка - до моста и после моста - с полной стоимостью проезда в 12 копеек. Со временем разграничение было отменено. Теперь и сам маршрут исчез.
В 1957-1958 годах значительно разрослась Верхняя Терраса за счет переселения деревень и сел из зоны затопления Куйбышевского водохранилища. Возникла необходимость связать автобусным сообщением обе Террасы Нижнюю и Верхнюю. Автотранспортники на пароме перевезли вЗаволжье несколько автобусов и расквартировали их в выделенных властями деревянных сооружениях бывшей пожарки на углу улицы Жуковского и нынешнего Димитровградского шоссе.
Сейчас этого строения нет. Открыли маршрут от сада «1 Мая» до конца улицы Жуковского.
Мелкий ремонт машин производили на месте. Для более серьезного приходилось их на пароме переправлять на правый берег на основную базу в автоколонну №56, которая располагалась на улице Кирова, 6. Сейчас на этом месте большая стройка.
Ввод моста снял эту проблему. И зажег «зеленый свет» развитию, наряду с городской, пригородной и междугородной сети автобусных маршрутов на восток от Волги.
С ростом микрорайона «Верхняя Терраса» и возникновением «Авиастара» с новым городом открылись городские маршруты через мост - №30, 42, 26 и другие. До появления моста в заволжские населенные пункты автобусы ходили только зимой по ледовой переправе. Теперь же пассажирское сообщение круглогодично проникло в районные центры Старая Майна, Чердаклы, Димитровград (тогда Мелекесс), Новая Малыкла и многие другие деревни и села. Не остались без внимания и крупные соседние города: Куйбышев (теперь Самара), Тольятти. Ульяновцы получили автобусный доступ в международный аэропорт «Курумоч». И все это благодаря мосту!
Прошло полста лет. Значительно возросли грузовые и пассажирские автомобильные потоки. Мост стал не в состоянии их «переваривать». Свидетельство тому почти ежедневные продолжительные пробки. И не грех было бы восстановить рабочий поезд. Но на выходе новый мостовой переход через Волгу, который, я думаю, разрядит тревожную обстановку.
Теперь ульяновцы с неменьшим нетерпением, чем в далеком 1958 году, ждут окончания его строительства. Надеются, что в следующем году им посчастливится быть участниками митинга на открытии моста и новых пассажирских маршрутов - или автобусных, или трамвайных, либо троллейбусных.
Александр УСОЛЬЦЕВ, участник митинга, ветеран автобусных перевозок области, заслуженный работник транспорта.