Жизни трех самых известных архитекторов, работавших в Симбирске в начале ХХ века, оказались удивительным образом переплетены. Теперь о судьбе каждого из них, а также об истории созданных ими зданий можно узнать в музее «Архитектура эпохи модерна в Симбирске».
Выставили дома и свадебное платье Музей этот, открывшийся в конце прошлого года в качестве части комплекса музея «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» заповедника «Родина В.И.
Ленина», расположился в доме номер 43 по улице Льва Толстого. Экспонаты копились в заповеднике несколько лет, и в итоге была собрана полноценная экспозиция, посвященная эпохе модерна. При создании музея была поставлена цель не только рассказать об архитекторах, работавших в стиле модерн, но и передать атмосферу, сложившуюся на рубеже XIX и XX веков. Именно тогда зародился и всего за три десятка лет пережил свой расцвет стиль модерн, воцарившийся во всех сферах - от архитектуры до декоративноприкладного искусства. Поэтому в ульяновском музее собраны материалы, посвященные градостроительству, мебель, посуда и даже одежда. Вещи все подлинные - от жителей города. Так, в одной из витрин выставлен женский костюм.
Оказывается, это свадебное платье, в котором в 1912 году в Симбирске венчалась Нина Макарьичева, будущая Анненкова. А платье музею почти век спустя отдала ее дочь.
Соответствует заданному стилю и интерьер музея, разработанный Андреем Дорофеевым. На шторах, выполненных по эскизам Виктора Академова, изображены симбирские здания, построенные в стиле модерн; и выставочная мебель, изготовленная по специальному заказу московской фирмой, продолжает этот стиль.
Породнились и строили вместе Здание, в котором расположился музей, подходит для него как нельзя лучше. Это особняк городской усадьбы бывшего главного симбирского жандарма барона фон Брадке. Дом был построен в 1910 году Августом Шодэ и является одним из образцов архитектуры модерна в нашем городе. Шодэ же и стал одним из героев музейной экспозиции. Ему посвящен целый зал музея. Еще два зала рассказывают о Федоре Ливчаке (на снимке) и Феофане Вольсове. Эти архитекторы связаны не только работами в одном стиле, но и личными отношениями. Ливчак и Вольсов были друзьями. Они вместе учились в институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и женились на сестрах. После ухода Ливчака с должности симбирского городского архитектора ее занял Вольсов. Он же потом работал и над многими проектами друга - к примеру, после пожара восстанавливал здание кинотеатра «Ампир» (нынешний «Художественный»). Случалось, друзья работали вместе. К примеру, они занимались зданиями на пересечении нынешних улиц Гончарова и Дмитрия Ульянова. Вольсов строил доходный дом купца Токарева (сейчас в нем располагается казначейство), а Ливчак - здание общества взаимного кредита (Центр научно-технической информации), смотрящие друг на друга. И хотя здания эти, конечно же, многим отличаются, они все равно составляют единый архитектурный ансамбль.
Правда, после революции судьба развела друзей. Вольсов остался в Симбирске, работал в нашем городе и при советской власти, а потом уехал в Москву, где и умер.
Ливчак же в гражданскую войну вместе с отступавшими из города белыми уехал в Сибирь, рассчитывая, что вскоре волнения улягутся и он сможет вернуться. Вместе с ним в Омске оказался и Август Шодэ. В Сибири архитекторы строили бараки и оба умерли от бушевавшего тогда сыпного тифа.
Просчитано до мелочей В Симбирске же сохранилось немало зданий, возведенных этими тремя архитекторами. Самыми знаменитыми работами Вольсова считаются пожарное депо и электростанция. Шодэ создал домпамятник Гончарову, кирху, здание государственного банка (кукольный театр), дом купца Шатрова (нынешний Дворец бракосочетаний), дом винно-водочного короля Симбирска купца Сачкова (здание епархии на улице Льва Толстого). Ливчак также прославился целым списком творений - от деревянного «Теремка» и Воскресенской церкви на старом кладбище до нескольких доходных домов и собственного дома-ателье.
Работавшие в стиле модерна архитекторы свои проекты продумывали до мелочей прорисовывали в проектах детали лепнины, кованые решетки, интерьеры и мебель. Например, в корпусе УлГУ на Льва Толстого (здание дворянского земельного и крестьянского поземельного банков) сохранен зал заседаний с деревянной мебелью и настенным панно, выполненным по эскизам Ливчака. Так что и в музее модерна можно провести немало времени, разглядывая выверенные детали проектов и зданий, созданных нашими талантливейшими архитекторами.