Автомобилистов хотят пересадить на велосипеды. В разработке одного из самых ярких проектов современной России «Велодоступные города!» принял участие заведующий информационно-издательским отделом Ульяновского областного Центра медпрофилактики Петр Ямборко.
Дело было в июле в Москве на Восьмой летней школе по проблемам общественного здоровья.
Велодорожки, велостоянки, изменение отношения к велосипедисту и велосипеду - все это должно появиться в российских городах, чтобы наша жизнь стала более разумной, комфортной, здоровой и... западной. У Европы мы уже переняли много чего, осталось перенять лучшее - велосипед как норму жизни. В крупных городах (особенно в Питере!) в этом уже значительно преуспели. В Ульяновске тоже есть сдвиги: по различным оценкам, не менее десяти процентов ульяновцев используют велосипед как транспортное средство, а продажа велосипедов возросла за последний год в разы.
Поводов для того, чтобы четыре колеса поменять на два - более чем достаточно. Это и регулярный рост цен на бензин, и грядущий топливный кризис, и опоздания на работу по причине пробок, и дефицит парковочных мест для авто, и, конечно, гиподинамия.
Восемьдесят процентов населения России не занимаются физкультурой абсолютно. 20-30 процентов страдают ожирением.
В рамках Восьмой школы по проблемам общественного здоровья было принято решение создать коалицию «За велодоступность». Цель - получить финансирование под проект, провести исследование, начать серию рекламных акций.
О рекламе в рамках Школы общественного здоровья говорили особо. На нее в России уходит 230 миллиардов рублей в год. Она бывает скрытая, косвенная, явная... Главное, признали специалисты, она далеко не всегда во благо человеку, зато всегда в интересах бизнеса.
Общество нуждается в защите от бизнеса - это еще одно громкое заявление, прозвучавшее на форуме.
Реклама товаров и услуг становится все более агрессивной и... эффективной. Раскрутка пива - яркий тому пример, сигарет - еще один. С экрана курят «звезды» российского бизнеса, респектабельные участники разного рода шоу.
Сигарета становится символом успешности, приятной и яркой жизни.
Это в то время, как табакокурение и злоупотребление алкоголем (пивной алкоголизм выходит на лидирующие позиции) остаются основными причинами преждевременной смертности в России. Курение является причиной примерено четырехсот тысяч, а алкоголь более пятисот тысяч смертей(ежегодно!), которые можно было бы предотвратить.
Табачную и алкогольную индустрию участники школы назвали легализованным эквивалентом наркомафии. Отсутствие эффективного законодательства по защите здоровья населения бизнесу на руку. Более того: производителям табака даже не нужно лоббировать свои интересы, говорит Ямборко, транснациональные табачные корпорации (ТТК) сами регулируют российское законодательство, поскольку среди депутатов Госдумы есть руководители российских подразделений ТТК.
Что касается фармацевтической индустрии, коммерческой медицины и «полукоммерческого» государственного здравоохранения, то тут тоже много вопросов. Все эти сферы находятся в так называемой «зоне конфликта интересов», говорит Ямборко, с одной стороны, они производят необходимую продукцию и предоставляют услуги во благо здоровью и жизни. С другой стороны, преследуя свои коммерческие интересы, заинтересованы в увеличении объемов продаж и товаров, и услуг.
Практика показывает, что это далеко не всегда на пользу потребителю, а зачастую даже во вред.
Индустрия манипулирует и мнением, и жизнью людей: «Если бы перед маркетологами была поставлена зада ча продавать кактусы как продукт питания, люди очень скоро стали бы обсуждать достоинства тех или иных сортов кактусов», - вынуждены были признать участники школы.
С ног на голову перевернута пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта. Идея хорошая и попрежнему популярная, активно поддерживается властью. Но... физкультурные центры в условиях недостаточного финансирования и отсутствия льгот вынуждены развивать элитный сектор услуг, большинству населения России физкультура и спорт не по карману.
Налицо конфликт интересов государства, общества и власти, в рядах которой в основном люди бизнеса, признали участники форума. По итогам было принято решение лоббировать здоровый образ жизни, создавать механизмы защиты общества от бизнеса, бить во все колокола.