ДУМАем вместе (спецвыпуск Ульяновской Городской Думы) №21, 10 июля 2008г.
Василий Гвоздев: «Нужно перенимать положительный опыт других городов»
Какие условия может создать региональная власть для развития малого и среднего бизнеса, какие меры нужно предпринять для противодействия коррупции и рейдерству - эти и многие другие вопросы обсуждались на очередном заседании Координационного совета Союза представительных органов России, которое состоялось в Улан-Удэ. В заседании приняло участие около 50 глав городских советов со всей России.
Наш регион на встрече представлял спикер городского парламента Василий Гвоздев, который рассказал о ее результатах.
Регионам нужны средства Практически все руководители местного самоуправления говорят о дефиците местных бюджетов. Одна из главных причин - большую часть налогов муниципалитеты отдают в федеральную и областную казну. В результате не хватает средств на ремонт школ, детских садов, больниц и жилого фонда, на ремонт дорог - то есть на все то, за что отвечают муниципалитеты. Посмотрите, что сейчас происходит. Кто ездит по ульяновским дорогам? Практически все жители области и транзитный транспорт. А куда идет транспортный налог? В федеральный и областной бюджеты, но не логичнее было бы оставлять хотя бы часть налога в муниципалитетах, которые, собственно, и отвечают за состояние этих дорог? На мой взгляд, ответ напрашивается сам собой.
Или другой пример. В Госдуме сейчас обсуждается вопрос о передаче с 1 января 2009 года доходов от аренды городской собственности из муниципальной в федеральную казну. А это немалые средства.
От хаоса к пятилетке Сейчас тенденция такова, что значительных успехов, я бы даже сказал, прорывов, в сферах образования, здравоохранения и жилищнокоммунального хозяйства добиваются те регионы, где перешли на длительное планирование. Работа в таких регионах строится на «трех китах» - план, кадры и финансы. Поясню, о чем идет речь.
План развития той или иной отрасли утверждается на 3-5 лет. Соответственно кадровый состав подбирается более тщательно и уже под конкретные задачи. То есть нет такой ситуации, когда на работу берут неких специалистов, а потом думают, чем бы их занять. Ставятся задачи, под них берутся квалифицированные специалисты, в случае необходимости они проходят дополнительное обучение и приступают к работе.
Третья составляющая - финансовое обеспечение. Программа разбивается на этапы, под каждый из которых закладывается определенная сумма, и, что очень важно, реализация программы держится под жестким контролем. Таким образом, создается цепочка ответственных за каждый этап специалистов.
Приведу пример Тюмени. Там программа развития дорожной отрасли утверждена на пять лет. В нее входят строительство, реконструкция и текущее содержание дорог, а объемы средств прописаны до 2013 года. Подрядчики, работающие на этом рынке, могут планировать программы развития собственного бизнеса, то есть закупать необходимую технику, брать кредиты, обучать персонал. Они также заинтересованы в качестве выполняемых работ, потому что могут лишиться права на получение таких заказов на будущее. С другой стороны, «фирмы-однодневки» в таких условиях не выдерживают конкуренции.
Малому бизнесу большую дорогу Принцип долгосрочного планирования во многих городах распространяется и на сферу предпринимательства. Такие примеры есть в Чебоксарах, Тюмени, Краснодаре.
Городские власти определяют, какие сферы «хромают», соответственно какой вид бизнеса должен развиваться в регионе. Затем через низкие ставки арендной платы, через снижение налогов создаются благоприятные условия для его поддержки.
Например, в Ульяновске сейчас остро стоит проблема размещения временных сооружений - киосков и павильонов. Во многих городах эту проблему решают как раз через долгосрочные программы, которые создаются с учетом мнения населения, требований федеральных служб и пожеланий предпринимателей. После открытого обсуждения власть решает, сколько киосков нужно поставить, где их разместить. Это исключает случаи, когда рядом со школами торгуют пивом или когда на одной остановке стоят два киоска, где торгуют сигаретами и спиртным, и нет ни одного, где можно купить газеты или журналы.
Все это приведет развитие бизнеса в цивилизованное русло.
Ульяновская Городская Дума приглашает предпринимателей к разработке программы поддержки малого и среднего бизнеса на 2009-2011 гг. Свои предложения вы можете направлять по адресу: г.Ульяновск, ул. Кузнецова, 7.
Все предложения по внедрению опыта других городов направлены главе города, а также включены в план работы Ульяновской Городской Думы.
Координационный совет представительных органов РФ принял ряд обращений к главе правительства РФ Владимиру Путину со следующими предложениями: * установить норматив отчислений в местные бюджеты от НДФЛ до 50%, от налога на имущество организаций 50%, от транспортного налога - 50%; * оставить в качестве неналоговых доходов бюджета доходы от реализации и сдачи в аренду муниципального имущества; * установить зачисление средств от продажи права на заключение договоров аренды и продаж земельных участков в бюджет городского округа - по нормативу 100%; * создать общественные советы по защите прав малого и среднего предпринимательства при прокуратурах городов и районов; * создать независимые экспертные группы на уровне субъектов федерации и местного самоуправления для ревизии нормативно-правовых актов на предмет исключения норм, порождающих коррупцию; * ускорить разработку федерального закона «О противодействии рейдерству».