Субъектам малого предпринимательства (СМП) с 1 января 2008 года предстоит жить по новым «правилам». Вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209!ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Закон, по оценкам экспертов, не содержит каких-то революционных положений и даже признается рамочным и декларативным, но все же в сравнении со своим предшественником (Закон 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства» утратил свою силу) имеет ряд принципиальных отличий.
Закон 1995 года распространялся только на субъектов малого предпринимательства. К ним относились индивидуальные предприниматели и предприятия, доля благотворительных, религиозных и прочих организаций (указанных в ст. 3) в которых не превышала 25% и средняя численность работников составляла не более 100 человек (50-60, в зависимости от сферы деятельности).
В новом Законе говорится следующее: к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый реестр юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных муниципальных и унитарных предприятий, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющие предпринимательские действия без образования юридического лица, а также крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям... Далее перечислены условия. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: от 100 до 250 человек включительно - для средних предприятий, до 100 человек включительно - для малых предприятий. И среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек. Таким образом, к малому бизнесу отнесены малые и микропредприятия. Этот термин в нашем законодательстве используется впервые.
Третий критерий соответствия предприятия СМП - выручка от реализации товаров и услуг. Этот критерий вызывает большие споры, однако он пока работать не будет, так как для каждой категории субъектов малого предпринимательства он определяется правительством на основе статистических исследований, которых еще нет. Оборот или выручка предприятий будет определяться правительством раз в пять лет. Положения, касающиеся полномочий правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов субъектов СМП, а также проведению сплошных статистических наблюдений за их деятельностью, вступают в силу с 1 января 2010 года.
Отдельной статьей в Законе прописаны меры поддержки малого бизнеса. Среди видов поддержки - финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка малого и среднего предпринимательства в области подготовки и квалификации кадров, в области инноваций, в области ремесленной, поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сельскохозяйственную деятельность и т.д.
Предусмотрена возможность введения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ таких мер, как льготный порядок расчетов за приватизированное имущество; особенности участия СМП в качестве поставщиков в целях размещения заказов для государственных и муниципальных нужд; обеспечение прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора); обеспечение финансовой поддержки (осуществляется путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам); обеспечение имущественной поддержки (передача во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества: земельных участков, зданий, строений, оборудования, транспортных средств и т.д., на возмездной основе, на безвозмездной основе или на льготных условиях). Большинство мер поддержки СМП предлагается оказывать за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов, что требует принятия дополнительных подзаконных актов на местах.
Законом предусмотрена и целая система организаций, которая может входить в инфраструктуру поддержки СМП: система коммерческих и некоммерческих организаций, центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки, фонды содействия кредитованию и т.д.
Эти положения позволяют критикам обращать внимание на то обстоятельство, что, как и прежде, Федеральный закон формирует правовое поле для деятельности не столько малых предприятий,сколько организаций, занятых созданием «инфраструктуры» поддержки малых предприятий. Положение Федерального закона о «координационных или совещательных органах по развитию малого и среднего предпринимательства» - иначе говоря, Советах - представляется, по мнению вице-президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Владислав Корочкина, мертворожденным: «Первая проблема заключается в том, что на деле ни у кого нет обязанности создавать такие органы, есть только право «предложить» создать их и обязанность властей «рассмотреть вопрос». Далее, этот орган формируется соответствующими государственными и муниципальными руководителями по собственному усмотрению. Как именно правительство должно управлять созданием подобных органов, законопроект умалчивает. Указанные органы не имеют никаких полномочий, закрепленных непосредственно Федеральным законом. Упоминание о том, что эти организации будут «наделены отдельными полномочиями», в тексте правительственного документа есть, но кто и как будет их «наделять» и какими именно полномочиями - неизвестно.
Самая же вопиющая недоработка кроется в том, что так и не удалось обнаружить в тексте принятого Федерального закона многократно обещанной авторами законопроекта нормы о нераспространении на малые предприятия в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению совокупной налоговой нагрузки, которая была в законе от 1995 года».
Особая надежда предпринимателей, связанная с новым Законом, касалась радикального упрощения системы бухгалтерской отчетности. И действительно, в Законе №209-ФЗ для СМП предусмотрена, но опять же лишь возможность введения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: специальных налоговых режимов, упрощенных правил ведения налогового учета и упрощенных форм налоговых деклараций для малых предприятий (упрощенной системы ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий при осуществлении отдельных видов деятельности; упрощенного порядка составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности). Сегодня система такова, что ни одно, даже самое малое, предприятие не может функционировать без бухгалтера. «И если на предприятии, - отмечает Владислав Корочкин, - работает тысяча человек, и пятеро из них - бухгалтеры, то они составляют всего полпроцента от общей численности сотрудников. В этом случае 995 работников «кормят» пятерых, которые, в сущности, обслуживают не предприятие, а налоговую инспекцию. А если малое предприятие (например, семейное) состоит всего из двух человек плюс один бухгалтер, то последний составит у них треть всего занятого персонала. А при нынешнем подходе государства к этой проблеме он будет неотрывно занят весь рабочий день. Поэтому ставить сегодня задачу увеличения числа предприятий без радикального упрощения системы отчетности - попросту проявление некомпетентности».
Тем не менее, делают выводы эксперты, новый Закон о развитии малого и среднего предпринимательства хоть и носит несколько рекомендательный (в адрес региональных властей) характер, все же позволяет надеяться, что отныне развитие малого бизнеса станет планово-эволюционным процессом. Новый Закон дает возможность правительству установить конкретных ответственных за его выполнение в каждом федеральном органе.
К достоинствам Федерального закона можно отнести устранение существующего ныне неравенства хозяйствующих субъектов, когда основные критерии численности работников и годовой выручки относятся только к юридическим лицам. Ранее проблема состояла в том, что, скажем, индивидуальные предприниматели и фермеры попадали в категорию «малых и средних» безотносительно к числу наемных работников и обороту.
Сам собою Федеральный закон, в первую очередь, напомнил всем малый бизнес как таковой, несмотря ни на что, существует. По крайней мере, федеральный законодатель признал его категорией, имеющей право на существование, и зафиксировал это в законе. Только бы все это, как прежде, не оставалось лишь на бумаге.