UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 28 апреля 2008 года №44(3066)


На виду
Подвел отца


Досье Виктор Владимирович Ерофеев родился 19 сентября 1947 года в Москве в семье дипломата.
В 1970 году окончил филологический факультет МГУ, затем аспирантуру Института мировой литературы АН СССР. Кандидат филологических наук. Статьи Ерофеева начали печататься в периодике с 1967 года. В 1979 году он стал одним из организаторов и участников бесцензурного литературного альманаха «Метрополь», был исключен из Союза писателей СССР. До 1988 года его не печатали в СССР. Роман Ерофеева «Русская красавица» (1990) переведен более чем на двадцать языков и стал международным бестселлером. По рассказу «Жизнь с идиотом» композитор Альфред Шнитке написал оперу, премьера которой состоялась в Амстердаме в 1992 году.
В 1993 году по этому же рассказу был снят фильм (режиссер Александр Рогожкин).
Виктор Ерофеев - член Русского ПЕН-центра. Лауреат премии имени В. В. Набокова (1992), кавалер французского Ордена литературы и искусства (2006). С февраля 1998 года - автор и ведущий телепрограммы «Апокриф» (телеканал «Культура»). Член СП СССР (восстановлен в 1988), член редколлегий журналов «Вестник новой литературы» и «Стрелец». Вице-президент Европейского культурного клуба (с 1990). Член комиссии по Госпремиям при президенте РФ (с 1997). Живет преимущественно в Москве. Женат вторым браком, имеет сына и дочь.
Виктора Ерофеева, который в каждой свой телепередаче «Апокриф» говорит о высокой литературе и любит перечиты вать только классику, многие считают ли тературным хулиганом. Он родился в се мье дипломата, детство провел с роди телями в Париже, написал эссе о марки зе де Саде, выпустил первый в СССР эро тический роман «Русская красавица», участвовал в создании самиздатовского альманаха «Метрополь» в глухие 70е годы. За это отца Ерофеева выгнали с дипломатической службы. Теперь Виктор Ерофеев признанный мастер, все его новые романы идут на ура в России и за границей. А он сам заявляет, что русская литература хиреет, приводя в пример Золотой и Серебряный века, рядом с ко торыми современные писатели и не сто яли.
«У нас уже есть один труп» Четверть века назад группа московских писателей во главе с Василием Аксеновым, Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером и Евгением Поповым готовила презентацию альманаха «отверженной литературы» «Метрополь».
В него вошли произведения не только членов редколлегии, но и Евгения Рейна, Владимира Высоцкого, Юза Алешковского, Андрея Вознесенского и многих других.
Советские власти не могли допустить публикации альтернативного сборника, не прошедшего через официальную цензуру.
Итогом громкого противостояния стал разгром «Метрополя» и исключение из Союза писателей некоторых членов редколлегии.
Вот как об этом писал сам Ерофеев в рассказе «Время «Метрополя».
«Ходили, конечно, слухи, что нас исключат, но мы легкомысленно не верили.
Отстрелявшись, уехали втроем в Крым: Аксенов, Попов и я. На выставке голографии в каком-то городке в книге отзывов написали: «Мы, редакторы альманаха «Метрополь», приветствуем зарождение нового искусства голографии...». Где-то, мне потом говорили, сохранилась эта запись. В Коктебеле встретили Искандера, пошли выпить кальвадосу. У «Метрополя» было много помощников. Они помогали нам клеить страницы, считывать корректуру.
Объем альманаха - около 40 печатных листов. Стало быть, нужно было наклеить на ватман около 12000 машинописных страниц, учитывая 12 экземпляров. Как выглядел альманах в его «первом» издании? На ватманскую бумагу наклеивались по четы ре машинописные страницы. Такой макет разработал Давид Боровский из Театра на Таганке. Это было похоже на двенадцать могильных плит».
Позже Виктор Ерофеев в предисловии к официальному изданию альманаха написал, что «Метрополь» оказался рентгеном, просветившим все общество.
Ерофеева не только исключили из Союза писателей и потом десять лет не печатали, но и отыгрались на его отце. Владимир Иванович Ерофеев пожертвовал карьерой крупного советского чиновника и дипломата, чтобы дать возможность сыну заниматься литературой.
- Это был 1979 год, мой папа был послом Советского Союза в Австрии. Я придумал концепцию альманаха «Метрополь», и вместе с Василием Павловичем Аксеновым мы ее воплотили в жизнь. Случился скандал. Нас обвинили в том, что мы - начало новой Чехословакии, имея в виду Пражскую весну. И первый удар был нанесен, естественно, по слабому звену - это были мы с папой. Папу вызвали в Москву и сказали, что если Виктор не напишет покаянного письма и не уйдет из этой банды, то он, отец, лишится карьеры. А если напишет, все будет в порядке. Отец сорок дней был в Москве, получал посольскую зарплату, ездил по разным организациям - КГБ, Союз писателей, секретариат ЦК. Через сорок дней он принял решение, что никаких писем я писать не должен. Сказал: «В нашей семье уже есть один труп - это я. Если ты напишешь такое письмо, будут два трупа». Он понял, что даже если я подпишу это письмо, все равно его под тем или другим соусом из Вены уберут. Если не сразу, то вскорости. Он понимал, что сын участвовал в такой акции, которую простить не смогут. Это первое. А второе - он прекрасно понимал, что если в нашей семье произойдет разрыв: я не буду писать письмо, его уволят, то тогда это будет конец всей нашей жизни. Главная его черта - слава богу, он жив, поэтому говорю в настоящем времени - это порядочность. Он выбрал семейные ценности и отверг государственную службу. Именно поэтому я написал книгу «Хороший Сталин», которая посвящена папе.
Почему там нет секса?
В наиболее известном романе Ерофеева «Русская красавица» (1990) рассказана история провинциалки Ирины Таракановой, которая приезжает в Москву и после множества подробно описанных сексуальных похождений зачинает ребенка от некогда любимого человека, явившегося к ней с того света. Символом русской красоты становится в романе проститутка. Книга написана от лица женщины. После ее публикации в России вышло 200 ругательных рецензий, обвинявших автора в порнографии. В Германии, Франции, Голландии «Красавица» стала бестселлером.
- Писали чудовищные вещи, и от этого можно было сойти с ума. Писали, что я продался Западу и что это порнографическое произведение. А рабочие типографии из Владимира отказались печатать мою книгу.
Они приехали в Москву и заявили, что такую гадость печатать не будут. Такая народная цензура... Я с ними шесть часов беседовал. Закончилось все полюбовно. «Мы напечатаем вашу книгу, но только вы каждому подпишите экземпляр», - сказали бунтовщики. Меня спасло лишь то, что «Русскую красавицу» стали печатать на Западе, где никто и не подумал, что она порнографическая. В Голландии меня возили, какслона, показывали публике, и я подписывал экземпляры.
Как-то стою, подписываю, ко мне подходит девушка лет 20 и говорит: «Г-н Ерофеев, я прочитала вашу книжку, она мне очень понравилась. Но у меня есть к вам один вопрос: а почему в этой книге нет секса?». И тогда я понял, что существует огромная разница в культуре и воспитании! До сих пор одни говорят обо мне как о классике, а другие - как о чудовище.
Расщепил водку В книге «Расщепление водки» Ерофеев ищет формулу, позволяющую понять русскую душу. Узнал о водке много, оттого, говорит, и пьется она по-другому. Взять хотя бы тот факт, что по Ерофееву водку изобрели в Кремле.
- Авторство приписывают монахам Чудова монастыря, и это тоже любопытный знак. Православные священники создают напиток, который потом взорвет страну.
Правда, первоначально водка использовалась в качестве дезинфицирующего средства для промывания ран, но очень скоро ее стали принимать внутрь. Наконец самое любопытное: водка появляется перед самым падением монголо-татарского ига.
Если считать пьянство своеобразным проклятием Руси, то получится, что страна, едва избавившись от одного ига, тут же оказалась в зависимости от другого. Татар окончательно изгнали в 1480 году, а уже в 1505 году шведские дипломаты писали из Москвы, что русские изобрели «горячую воду», которую пьют повсеместно. Пройдет еще тридцать лет, и будет объявлено о монополизации производства водки, она станет инструментом власти. И с этого момента все.
Зачем государству что-то строить, думать об экономике, когда есть водка? Казна наполнялась «пьяными» деньгами. К примеру, в начале XX века половина российской армии содержалась на акцизы от продажи одной лишь водки «Смирнов». Половина! За пятьсот лет жизни с водкой, пожалуй, только Горбачев попытался по-настоящему объявить ей войну, но вынужден был капитулировать. В процессе работы над «Расщеплением» я встречался с Михаилом Сергеевичем.
На Руси всегда пили много, но никого из правителей это особенно не беспокоило.
Только Александр III заговорил, что русский народ спивается. Поэтому и поручил графу Витте создать стандарт русской водки, окончательно ее монополизировав. Чтобы хоть гадостью разной меньше травились! Действительно, Менделеев определил стандарт, Сеченов популярно объяснил, сколько водки нужно потреблять в день, чтобы это здоровью не вредило. По пятьдесят граммов.
Полезно для кровообращения и пищеварения. Словом, с подачи Александра III процесс едва-едва начал упорядочиваться, когда грянула первая мировая война, и в 1914 году Николай II объявил в России сухой закон. Муки народные не знали предела, люди терпели-терпели и - все.
Дальше - октябрь 17-го, большевики. Не утверждаю этого, но Вильям Похлебкин, автор единственной сколь-нибудь серьезной книги об истории водки, высказал смелое предположение, будто красные смогли победить беляков из-за того, что ЧК лучше охраняла винные и водочные склады, чем белая гвардия.
Давно уже гуляет расхожий тезис, что русский народ спаивают, но при этом как-то не возникает мысль, почему устояли перед искушением французы или итальянцы, где тоже знают толк в алкоголе. Убежден, водка открыла параллельную историю в России, а в фантазмах русского пьянства гораздо больше исконно народного, чем в событиях, зафиксированных официальными летописцами.
Кстати, мне помогли познакомиться с главным водочным королем России. Молодой, интеллигентный, не употребляющий спиртного, спортивный человек. Но, по-моему, жутко несчастный и одинокий. Даже по собственному прекрасно охраняемому офису он вынужден ходить в сопровождении двух дюжих телохранителей. Говорит, что за его голову киллерам готовы заплатить шесть миллионов долларов. Показательно, что сегодня в России нет монополии на производство водки, в руках государства - лишь сорок процентов рынка. Иностранцы всегда поражались и приходили в трепет не из-за количества спиртного, выпитого русскими, а из-за того, что именно пьяная удаль вызывала наибольший восторг толпы. Вы не задумывались над тем, что для нас водочная нирвана порой сильнее смерти? В пьяном угаре человек доходит до последней черты и перешагивает ее, дескать, на миру и смерть красна.
Софья РЫЖОВА.
Источники: «dni.ru», «rg.ru», «peoples.ru», «newsru.com», «lib.ru», «svobodanews.ru», «newizv.ru», «news.bbc.co.uk», «vesti70.ru», «pravda.ru», «mk.ru», «krugosvet.ru», «erofeyev.ru».
Жизнь на Земле в опасности?
В Ульяновском областном краеведческом музее открылась выставка фестиваляфотокон курса «ЭкологияБезопасностьЖизнь». Этот фестиваль стал традиционным, проводится он при поддержке министерства природных ресур сов Ульяновской области в рамках Дней защи ты от экологической опасности. Первый этап фестиваля проходил в январе-марте в Ульяновском, Барышском, Радищевском, Сурском и Мелекесском районах. Работы, занявшие призовые места, были отобраны на второй этап - фотовыставку-конкурс в областном краеведческом музее. Открытие выставки было приурочено ко Всемирному дню Земли (22 апреля), а закрытие и подведение итогов состоится во Всемирный день окружающей среды (5 июня).
Кроме работ, присланных из муниципальных образований Ульяновской области, на выставке экспонируются фотографии профессиональных фотографов и любителей из Ульяновска, Казани и Москвы.
Работы оцениваются по традиционным номинациям: «Красота окружающего мира», «Крик о помощи», «Редкий кадр», «Братья меньшие». В этом году в связи с юбилеем Симбирска-Ульяновска добавлена номинация «Наш город».
По записям в книге отзывов будет определен приз зрительских симпатий.

Вера ПЕТРОВА.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz