Сегодня - День знаний, традиционный праздник учащейся молодежи. 1 сентября учащиеся школ и профессионально-технических училищ заполнят учебные классы, а у их старших товарищей начинается один из самых запоминающихся этапов жизни - студенческие годы.
Кстати, есть повод вспомнить нашего земляка, великого русского писателя Гончарова.
В этом году исполнилось 195 лет со дня его рождения. Он оставил очень яркие, содержа тельные и поучительные воспоминания «В университете», небезынтересные и для наших молодых современников.
О чем же вспоминал Иван Александрович, бывший выпускник Московского университета? «Мы, юноши, писал И.Гончаров, ...смотрели на университет как на святилище и вступали в его стены со страхом и трепе том». Чувства, знакомые и теперешней молодежи. Студентов во все времена любили «как будущих самых полезных, может быть, гром ких, блестящих деятелей общества», вспоминал писатель.
Учебные заведения отворяют студентам «широкие ворота, не в одну научную сферу, но и в самую жизнь...» убежден писатель. На этом пути, по словам Гончарова, единственными и самыми авторитетными наставниками и путеводителями студентов по бесконечному и широкому потоку научных и специальных знаний будут преподаватели и книги.
Классическим видом занятий, как во времена Гончарова, так и сейчас, является лекция. О ее ценности писатель отзывался так: «Мы должны были записывать изустную речь профессора, и этот трудный процесс приносил нам массу добра. Стенографии не было, ловить каждое слово и записывать нельзя, следовательно, надо было схватывать общий смысл каждого периода и сжато излагать на бумаге». Такая умственная гимнастика должна была «изощрять соображение, развязывать ум и перо» студента.
Другое дело, наряду с конспектированием лекций, для закрепления изученного, углубления знаний и расширения кругозора огромное значение для студентов имеют книги и чтение. Лекции преподавателей, «как бы они ни были полны, содержательны, исполнены любви к знанию самого про фессора, писал Гончаров, всетаки суть нечто иное, как только программы, систематические, постоянные указатели, регулирующие порядок приобретаемых познаний». А вот большой след «прочного уни верситетского образования» остается благодаря еще и чтению «классических и вообще замечательных произведений ума, фантазии, а также и произведений научной литературы». Если послушать только лекции и «не заразиться живой жаждой чтения, у того, можно сказать, все прослушанное будет как здание на песке... Только тому университет и сослужит свою службу, кто из чтения сделает себе вторую жизнь».
Валерий МАРТЬЯНОВ, Геннадий ЧЕЛНОКОВ, преподаватели Ульяновского техникума экономики и права.