Если фильм – не боевик, не триллер, не мелодрама, не фэнтези, скорее всего, это интеллектуальное кино. Очень привлекательное для очень небольшой части зрителей. Два таких фильма на днях вышли на ульяновские киноэкраны. «Монгол» Сергея Бодрова*старшего и «Двенадцать» Никиты Михалкова. Говорят, прокатчики ради качественных фильмов даже отказались от показа очередной кассовой пустышки.
Обе картины, конечно, стоят того, чтобы их увидеть.
В «Двенадцати» идет судебный процесс. Решается судьба 18-летнего чеченского парня, убившего своего приемного отца, русского офицера, забравшего его из ада чеченской войны в Москву. Двенадцать присяжных заседают в спортзале средней школы и решают его судьбу: через несколько часов обсуждение становится настоящим уроком для всех, играющих и наблюдающих.
В 1957 году вышел фильм Сиднея Люметта «Двенадцать разгневанных мужчин». Сюжет схожий: подросток-пуэрториканец зарезал ножом своего отца, и 12 присяжных должны единогласно принять решение «казнить нельзя помиловать». Все улики говорят о том, что мальчик виновен, но среди этих двенадцати вдруг оказывается один (Генри Фонда), который не уверен в том, что мальчик совершал убийство. За полтора часа в этом убеждаются и остальные присяжные.
Сюжет по пьесе Реджинальда Роуза настолько универсален, что его много раз ставили в театрах. Михалков когда-то давно уже ставил эту пьесу в Щукинском училище, да и сейчас то ли в шутку, то ли всерьез говорит о том, что у него есть идея поставить ее сейчас на сцене, с теми же актерами, что сыграли в его фильме: «Сыграть бы это, скажем, на арене баскетбольного дворца ЦСКА. Думаю, антреприза будет ломовая».
С такими актерами, как Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Сергей Газаров, Виктор Вержбицкий, Алексей Горбунов, Роман Мадянов, эпизодический Александр Адабашьян и сам Никита Сергеевич в качестве стержня и указующего перста, «12» становится если не главным событием киногода, то одним из важнейших. Картине на последнем Венецианском кинофестивале вручили Золотого льва «за способность с великим гуманизмом и пониманием исследовать бытие во всей его сложности».
В основе сюжета эпического блокбастера «Монгол» ранние годы великого завоевателя Чингисхана. Работа над картиной, по признанию самого режиссера, Сергея Бодровастаршего, заняла четыре года и обошлась в 15 млн евро. И мировую премьеру «Монгола» Бодров назначил именно на 20 сентября - пятую годовщину гибели своего сына.
По замыслу режиссера, главный герой стремился, прежде всего, обеспечить мир своей семье и своему народу.
В фильме Чингисхан показан больше как интересная личность, чем как жестокий правитель и тиран. Исполнителя главной роли нашли в Японии Чингисхана играет Танадоба Асано.
Режиссер пошел по стопам Мела Гибсона. И потому все актеры говорят на монгольском, а перевод на русский звучит за кадром. Такой шаг, безусловно, облегчит и зарубежный прокат. Вообще «Монгола» купили до того, как начались съемки. Картина продана более чем 20 странам. И прокатчики, судя по первым отзывам, не пожалели.
Фильм снимали три года, основной натурой стали степи Китая. Массовка составила порядка трехсот конников в полной амуниции - настоящая, живая армия. В массовых сценах снимались простые люди. Их возглавляли и тренировали казахские каскадеры - 15 человек со своими лошадьми, которых специально доставили из Казахстана. Оружие - около полутора тысяч мечей, копий, луков - создано китайскими мастерами мирового уровня, которые работали на фильмах «Герой», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Костюмы тоже шили в Китае. А вот художник по костюмам Карин Лор - из Германии. Она известный в европе дизайнер. Сейчас созданные ею костюмы хранятся в Казахстане, чтобы участвовать в съемках «Монгола-2». Для «Монгола» в Китае построили целый город. После съемок местные власти все сохранили - мостовые, дома. Люди туда ходят по билетам, как в музей.
Такая местная достопримечательность.
Фильмы «12» и «Монгол» демонстрируются в кинотеатрах «Художественный» и «Крылья».