UCOZ Реклама

?????? ?????...

Четверг 15 ноября 2007 года №128(3003)


Меньше стакана молока в день не уровень великой державы


Подушевой уровень потребления белков обычно это мясо и молочные продукты) часто используется экспертами для относительной оценки уровня развития экономики государства и доходов населения. Однако, несмотря на все более частые заявления о быстро растущем уровне благосостояния населения России, цифры потребления молочных продуктов не столь оптимистичны.
Так, по данным исполнительного директора Молочного союза Владимира Лабинова, в 2006 году потребление молочных продуктов составило 259 кг на душу населения в год, при рациональной (то есть обусловленной физиологическими потребностями) норме в 392 кг. Такое потребление демонстрируют, например, Скандинавские страны.
С питьевым молоком ситуация еще хуже. Его подушевое потребление у нас составляет всего 50 литров в год. Простое арифметическое действие показывает, что в сутки на каждого жителя России приходится всего 140 мл молока! А это очень и очень мало. Даже если принять во внимание, что на Западе все большую долю у питьевого молока отвоевывают разные новомодные напитки на его основе - фруктовое молоко, шейки и т.п., и то потребление молока, например, в США достигает 90 литров в год на человека.
Пример США не случаен.
Еще 15 лет назад в США уровень заболевания остеопорозом среди людей пред- и пенсионного возраста был самым высоким в мире. Просто на время молодости этого поколения - 50-60-е годы прошлого века - пришелся расцвет моды на газированные напитки и колы, и тогдашняя молодежь потребляла мало молока. И годы спустя это обернулось серьезной проблемой для системы здравоохранения и, разумеется, для страховых компаний. Ведь остеопороз сопровождается хрупкостью костей из-за дефицита кальция в организме. А молоко лучший его источник.
Как известно, страховые компании нигде не любят платить лишних денег и стремятся минимизировать свои будущие расходы. Именно поэтому несколько лет назад в Штатах провели двухлетнее исследование в ряде школ, в ходе которого ввели табу на газированные напитки и добавили в рацион детей не менее стакана молока в день. Исследование показало, что при затратах на проект в два миллиона долларов экономия на будущих расходах на лечение раннего остеопороза в этом поколении превысит 20 млн долларов. Во многом благодаря подобным исследованиям автоматы для продажи газировок в американских школах были перепрофилированы на молоко.
Эти цифры лучше любых увещеваний убеждают в пользе молока для здоровья человека. Роль молока в профилактике ожирения, настоящего бича молодого поколе ния, плотно подсевшего на фаст фуд и забывающего про старое и доброе средство борьбы с лишним весом, также доказана в целом ряде серьезных исследований. А ожирение - не менее «дорогое» заболевание по расходам на лечение его последствий - сахарного диабета и ранних сердечно-сосудистых заболеваний.
При этом в нашей стране основная часть медицинских расходов ляжет отнюдь не на страховые компании. В такой ситуации, перефразируя известное изречение, дешевле предупредить, чем лечить.
Вопросы экономии в свете последних событий на продовольственном рынке становятся особо злободневными.
И не последним в связи с этим является вопрос, связанный с сохранностью уже произведенного продукта, способом его доставки на стол потребителю. Статистика показывает, что число приверженцев экономии, предпочитающих молоко в мягких полиэтиленовых пакетах, становится все меньше. За несколько лет доля продаж такого молока упала до 40%. Многие поняли, что экономия на литре «полиэтиленового» молока по сравнению с самым дешевым в картонной упаковке - не более 2-3 рублей, а потери от недолго хранящегося пастеризованного молока могут оказаться большими. Ведь барьерные свойства полиэтиленовой упаковки крайне низки. А на пути молока от завода к прилавку не всегда соблюдаются жесткие условия «холодной цепочки». Быстрая порча и необходимость кипячения, сводящая на нет все полезные свойства молока, оборачиваются в итоге потерями.
Доля же молока длительного хранения растет. В Москве она, например, приближается к 80%. И эту долю почти полностью занимает многослойная картонная упаковка знакомый всем нам «кирпич».
Ее преимущества - в удобстве и надежности хранения, не требующего холодильника. К тому же все большее количество горожан покупают продукты в гипермаркетах с запасом на неделю, и в этом случае картонная упаковка вне конкуренции. Ведь она гарантирует сохранность в молоке всех необходимых человеку витаминов и микроэлементов.
За эти же преимущества - отсутствие необходимости «холодной цепочки» и экономии места - молоко в картоне предпочитают и более мелкие магазины, не располагающие большими площадями, холодильными мощностями и специальным транспортом.
Появившиеся в последнее время пластиковые упаковки для молока в форме бутылок уступают по своим барьерным свойствам более высоким стандартам картона с защитными слоями. Недавние исследования показали, в частности, и ненадежную защиту молока в пластике от света - одного из главных опасных для молока факторов. Воздействие света приводит не только к ухудшению вкуса молока, но и его качества. Кроме того, как правило, молоко в пластиковой упаковке требует «холодной цепочки», которая далеко не всегда соблюдается.
Поэтому эксперты рынка считают, что доля молока в пластике будет расти незначительно. Во всяком случае, сегодня его продажи не превышают нескольких процентов, уступая по объему продаж даже молоку в бутылках стеклянных - явного анахронизма нашего молочного рынка.

Алексей КАРАБАНОВ.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz