Ныне деревню Ивановку, известную больше по детскому дому имени Александра Матросова, уже трудно представить без елей. У многих подворий по соседству с калитками растут эти лесные красавицы.
На такое увлечение подвигли сельчан, не подозревая того, мои друзья - супруги Тамара Смирнова и Валерий Антипов, оставившие заметный след в ульяновской журналистике. Правда, все свершилось совершенно спонтанно и необычным образом.
Хорошо помню ту осеннюю пору 15-летней давности. Поехать в лес по грибы меня уговорили Тамара с Валерием. По их наводке поехали на «жигуленке» на вырубку под Прислониху, где опят, как заверяли провожатые, всегда хоть косой коси. Правда, оговаривались мои поводыри, в последний раз они посещали те края года четыре назад. Такая оговорка не могла не устраивать: в литературе солидных микологов подчеркивается, что на одном и том же месте обильный урожай грибов случается через три года на четвертый.
Однако вырубки, на которые возлагались большие надежды, оказались уже в стадии самовозрождения: буйно и хаотично покрылись густой порослью, норовящей поломать ноги незадачливым грибникам. Чертыхаясь, с большими потугами принялись выбираться из чащобы и вдруг обнаружили на проплешине три малюсенькие елочки при нежно-изумрудном наряде.
В одном ведре они разместились, когда их выкопали, стараясь не повредить корни. Так при помощи Валерия и участии Тамары три прислонихинские переселенки оказались у меня на даче в Ивановке, которая ранее чуралась посадок лесных деревьев. Причем две елочки разместились поодаль друг от друга у дорожки, ведущей в баню, а третья обрела достойное место у входа в беседку.
То ли взгляд у моих друзей был добрый, а руки - легкими, то ли еще что, но факт оказался неопровержимым: елочки занялись хорошо, прирастая на 37-40 и более сантиметров за сезон. Теперь это три могучие красавицы выше крыши избы - великолепное убранство деревенской улицы и своего рода заманчивый приют для пернатых, которые обычно обитают вдали от человеческого жилья.
Кстати, первыми облюбовала три ели из-под Прислонихи парочка реполовов - птах, если судить по заключениям орнитологов, чрезвычайно осторожных, но доставляющих чарующее наслаждение своим великолепным песнопением. Когда на одной из елей, взметнувшейся шатром у бани, случайно обнаружилось гнездо реполовов, на семейном совете твердо договорились: чтобы излишне не докучать пернатым и не пугать их, поблизости громко не разговаривать, не стучать ведрами либо лопатами и даже временно - до появления птенцов! - не топить баню.
К горькому сожалению, все предосторожностиоказались напрасными.
Когда семейная парочка уже принялась откармливать вылупившихся птенцов, соседская кошка Лизка, эта пестро-рыжая супостатка, под корень вывела выводок реполовов, а гнездо, разметав в клочья, сбросила с дерева.
От гнева и досады все во мне бурлило и клокотало. Пребывая в таком ужасном расстройстве чувств, я и пришел к хозяину Лизки, работавшему до того егерем.
- Проворница озорная у нас Лизка - не упустит случая полакомиться свежатинкой, - с усмешкой ответил бывший егерь. - Ничего, дорогой, не попишешь: кошки, хотя и одомашнены невесть когда, - суть зверье. Поэтому у нашей Лизки живуч инстинкт настоящего охотника.
С той поры под сень трех елей изпод Прислонихи довольно редко прилетают реполовы.
Правда, порой почему-то возникает желание... простить и помиловать пестро-рыжую стервятницу: а вдруг она по подсказке самой судьбы лишила «моих» реполовов потомства, чтобы я излишне не наслаждался их трелями, а терпеливо пребывал в скорбной печали и воздавал должное безвременно покинувшим сей мир Тамаре Даниловне с Валерием Алексеевичем, благодаря которым Ивановку украшают теперь тянущиеся к небу ели?!
Николай МИЛОВ, член правления Ульяновской региональной организации Союза журналистов России.