UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 24 марта 2007 года №31(2906)


Точка зрения
Выстояли и перед властью, и перед мальчиками в малиновых пиджаках


Не всегда, мягко говоря, взаимоотношения власти и малого бизнеса получаются гладкими. Каковы основные проблемы этого относительно молодого сектора экономики? Чем они вызваны?
Какова история становления ульяновского малого предпринимательства? Вопросы эти правильней всего задать человеку, который хорошо знает данную сферу изнутри, проработавшему в ней не один десяток лет. Именно поэтому $ слово кандидату экономических наук, председателю комитета по бюджету, экономике, налогам и предпринимательству Законодательного Собрания Ульяновской области Алсу Балакишиевой (на снимке).
Советская торговля была не так плоха Я начала работать в сфере торговли в 16 лет, и так получилось, что отдала торговому бизнесу 34 года.
За это время прошла трудовой путь от мелкорозничной сети до крупного бизнеса. За годы работы в советской торговле приобрела серьезный опыт профессиональной деятельности и отношения к делу. Меня часто спрашивают, чем же отличалась торговля прошлых лет от современной рыночной? Главная особенность четкое и основательное планирование, дисциплинированность во всем, отсутствие самостоятельности.
Вместе с тем мы, работники торговли, чувствовали себя как одна большая семья. Мы как молодые специалисты постоянно были под наблюдением старших, нас постоянно учили наставники, мы ходили в кино, на концерты, на экскурсии. В общем, я вспоминаю работу в советское время с теплотой. Находясь в отлаженной торговой системе того периода, прошла путь от рядового работника прилавка до директора крупного предприятия. За многолетний труд была награждена званием «Отличник советской торговли».
Если давать характеристику современному торговому бизнесу, то это, увы, зачастую хаотичный базар, где нет правил. Расхожее убеждение «рынок все сам расставит на свои места» не всегда на деле оказывается состоятельным. Заметим, что эффективные элементы советской торговли, в том числе организационноплановые, сегодня успешно применяются в крупных магазинах и торговых сетях.
С 1990 года для всей страны начались трудные времена. Прошла реорганизация Министерства торговли как отрасли. По моему мнению, развал системы советской торговли как составляющей общенациональной экономики страны был серьезной политической ошибкой. Нас всегда учили: где нет современной торговли, там нет лица государства.
Трудовые коллективы, для которых декларировалось приоритетное право на приватизацию, остались лишь с обещаниями. Мне пришлось лично пройти ад приватизации, трижды выкупать собственность по рыночным ценам, постоянно доказывая свою правоту и оправдываясь в судах. Только сейчас начала яснее понимать ситуацию начала 90-х годов: зачастую сама муниципальная власть с помощью уже прикормлен ных посредников в виде начинаю щих предпринимателей в «малиновых пиджаках» растаскивала то, что мы пытались сохранить. Таких, как мы, было много, и мы выстояли и перед той бесстыжей властью в городе, которая не воспринимала предпринимательство как класс добросовестных людей, кормящих себя и коллективы, и перед мальчиками в «малиновых пиджаках».
Времена изменились, хотя предпринимательство в нашем городе и в области как было разрозненным, так и осталось по сей день. Каждый имеет свой местечковый интерес.
Кто-то начал строить свой бизнес через выборные технологии, кто-то так и остался в «посредниках» у власти.
Как организовать «предпринимательский бум»?
Вместе с тем меня как жителя города радует, что отношения малого бизнеса и власти постепенно становятся более конструктивными. Сегодня нужно через общественные организации, порядочных и честных предпринимателей участвовать во всех процессах, к которым бизнес имеет прямое отношение, например, к облику города. Способствовать оформлению витрин, развивать красочную рекламу, которая пропагандировала бы товары наших местных производителей. Все должны понимать, что лучшая минеральная вода - ульяновская, а не та, что с навязчиво раскрученным брэндом. Что самое хорошее молоко - привезенное на заводы с наших фермерских хозяйств, а не замороженный консервант, имеющий срок хранения один год, и т.д. И лишь наладив взаимоотношения между селом, производителем и торговлей, восстановив во многом утраченную систему внутриобластной кооперации, исключив недобросовестных и ненужных посредников, можно добиться определенных положительных результатов. Но для этого не на словах, а на деле министерству сельского хозяйства области нужно поддерживать малые формы хозяйствования на селе разными способами, в том числе предоставлением налоговых льгот, эффективной системой кредитования.
Мы уже осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, недостаточно принять какие-то законы, способствующие ему. Удивительное дело: добро получено, а «пред принимательского бума» не наблюдается! Почему? Разве область бедна ресурсами? Или кризис перепроизводства? Или у нас нет людей, способных осуществлять значительные предпринимательские проекты?
Неприятие малого бизнеса в Ульяновской области на заре его становления сегодня сменилось осознанием необходимости создания для него условий для быстрого и эффективного развития. Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя, чтобы впоследствии не допускать ошибок, сделанных ранее.
Для малого бизнеса как метода ведения хозяйства главным условием является самостоятельность хозяйствующих субъектов. Над предпринимателем не должно быть руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предприниматель в свою очередь все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен.
Важным признаком предпринимательства является ориентация на коммерческий успех. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т. д. Впрочем, в Ульяновской области социально ориентированный бизнес пока не получил широкого распространения.
Должно быть желание борьбы Малый бизнес - это не столько род занятий, сколько склад ума и свойство натуры. Предприниматель должен обладать волей к победе, желанием борьбы, быть готовым к творческому характеру труда.
Малый бизнес немыслим без стремления к инновациям, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности, управление производством или основание нового предприятия.
У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути влияния на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. И сам бизнесмен может формировать спрос покупателя, создавать новые покупательские потребности (ну кто предполагал приобрести сотовый телефон, когда он еще даже не производился?). К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему нового товара. Сегодня многие понимают бизнес только как куплю-продажу, то есть - купить подешевле, продать подороже. Между тем настоящая торговля - это целая наука, которой мы учились долгие годы.
А что власть?
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть тормозом развития предпринимательства, посторонним наблюдателем и, напротив, ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых участников. Нередко именно разумная, целенаправленная деятельность государства вызывает взрыв предпринимательской активности.
Большое значение предпринимательства для экономики заключается в том, что оно позволяет мобилизовать ресурсы, ускорить экономический рост, создать базу для повышения благосостояния общества.
Для этих целей в Ульяновской области уже действует Программа развития малого предпринимательства на 2005-2010 годы. К сожалению, она пока не дала ожидаемого эффекта: на поддержку малого бизнеса выделяется крайне мало средств, а административные барьеры еще велики.
Недостаточно внимания малому бизнесу уделяется и на уровне органов местного самоуправления. Поэтому при губернаторе Ульяновской области был создан Общественный консультационный совет по развитию предпринимательства, куда вошли известные в регионе бизнесмены и представители различных общественных объединений. В любом случае диалог власти и малого бизнеса должен продолжаться, несмотря на все трудности. Ради справедливости надо сказать, что губернатор много делает для конструктивного взаимодействия между властями и бизнес-сообществом, хотя большинство проблем в этой сфере в городах и поселках должны решать мэры и главы муниципальных образований. И губернатору порой приходится терпеть «камни в свой огород» от предпринимателей, направленные не по адресу. Иногда это мелочи, которые вполне могут быть устранены на местном уровне.
Я обращаюсь, прежде всего, к предпринимателям, которые честно и добросовестно трудятся на нашей ульяновской земле во имя процветания региона. Мы с вами пережили очень тяжелые времена, становление экономики нашей малой родины. И сегодня, объединившись всеми здоровыми силами, мы должны предпринять все для того, чтобы развитие малого и среднего бизнеса воплощалось в реальные дела.
Я считаю, что и Законодательное Собрание приложило все силы, чтобы создать благоприятные условия для предпринимательства, приняв законы по упрощенной системе налогообложения, приоритетному праву развития малого предпринимательства через финансирование из областного бюджета и другие. Я убеждена, что малый бизнес займет свое достойное место в ульяновской экономике. Должен занять, иначе экономика будет разбалансированной и нежизнеспособной.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz