Великий и ужасный XX век с нетерпением капризного ребенка ломал старые дедовские устои. И русские женщины все активнее участвовали в общественной, культурной и политической жизни. Не отставали и симбирянки.
Крупнейший симбирский краевед Павел Мартынов в 1916 году приступил к созданию «Краткого словаря симбирских деятелей и уроженцев, чем либо выделившихся из общего уровня повседневной жизни». В этом капитальном труде он, впервые в местном краеведении, уделил уважительное внимание женщинам. Словарь содержит сведения о 19 симбирянках.
Особенно подробно написал Мартынов о своей коллеге по Симбирскому окружному суду Надежде Сергеевне Петуховой. Она пришла в суд в 26 лет и стала первой женщиной-секретарем нашего суда. Краевед посвятил ей больше строк, чем большинству губернаторов и воевод. Он принадлежал к тем местным интеллигентам, которые благосклонно относились к получению женщинами образования и их участию в работе наравне с сильным полом. Неудивительно у Павла Любимовича были три взрослые дочери.
Появления нового праздника Женского дня симбирянки поначалу и не заметили.
До России он докатился только в 1913 году и был встречен властями враждебно. «Организованных женщин» правящие круги побаивались. Тем более что как раз в ту пору империя готовилась с размахом праздновать 300-летие Дома Романовых. А тут еще какойто Женский день! «Совсем бабы распоясались», решило царское правительство и приняло надлежащие меры.
Присланный в Симбирск циркуляр Департамента полиции от 20 января 1913 года гласил: «...Социал-демократами всех стран, а равно группами организованных женщин предположено посвятить день 10 наступающего февраля женщинам-работницам, домогающимся получения равноправия, участия в политической жизни страны и улучшения условий их труда, и ознаменовать этот «женский день» устройством митингов, лекций и уличных демонстраций.
...Департамент полиции просит...
принять меры к недопущению устройства... означенных выступлений».
Любопытно, что с 1914 года Женский день праздновался в России 23 февраля так получалось из-за разницы между календарями в Европе давно уже жили по новому стилю.
Очередной полицейский циркуляр вновь предписывал «принять меры» и «не допустить... выступлений».
Кстати, всем известный женский журнал «Работница» начал выходить в 1914 году по инициативе Владимира Ильича Ленина. Первый номер увиделсвет как раз 23 февраля по старому 8 марта по новому стилю.
Ленин говорил: «Втянуть в политику массы нельзя без того, чтобы не втянуть в политику женщин». Наш земляк прекрасно понимал, какая могучая сила этот слабый пол!
Симбирянки, правда, в ту пору предпочитали другие издания. В 1912 году в газете «Симбирянин» появилась забавная заметка «Женщина будущего». В ней говорилось, что некий вашингтонский пастор Хец Свем объявил о своем открытии, что «у людей, не сидящих сложа руки нос короткий... Следовательно, потомки женщин, занимающихся так усердно спортом, будут иметь нос мопса».
Право на орлиные носы священник оставлял только лентяйкам. Среди американских дам, как сообщала газета, подобное «открытие» вызвало бурю возмущения. Симбирские барышни, надо полагать, похихикали над статейкой, а потом долго изучали свои носики перед зеркалом.
С большим интересом симбирянки просматривали и иллюстрированные журналы. Например, «Весь Мир» за 1916 год. Чего там только ни было: печальные, авантюрные и занимательные рассказы о «Великой мировой войне», прочувствованные стихи и истории, «Новейшая система для развития красоты форм», новости театра и спорта, советы хозяйкам, любопытная смесь... Сообщалось, что англичанки активно щелкают «Кодаком» окружающий быт и шлют своим суженым снимки на фронт. Ну и конечно последняя лондонская мода. Модели юбки из темно-серого поплина, костюма «цвета раздавленной брусники», вечерней блузки «из светло-розового китайского крепа» с интересом изучались симбирскими модницами.
Свой ни на что не похожий взгляд на женский вопрос имел симбирский чудак-литератор Нилли. В 13-м номере своей «Литературной газеты Жизнь» за 1911 год он путано декларировал в статейке «Да будет царствие Твое»: «Женщина сама должна взять мужчину, т.е. выполнить половой инстинкт, а не отдаваться беспредельно мужчине не ждать, когда он возьмет ее сам».
В последующую эпоху, время революции и гражданской войны, женщинам было уже не до моды и длины носов.