Татарская общественность Ульяновска выражает признательность редакции «Симбирского курьера» за публикацию заметки «Кто такой Кулгали» в №139 за 2006 год - о высказанной обществами «Туган тел» и «Булгарское возрождение» идее установки в Ульяновске памятника поэту Кулгали.
Однако есть несколько моментов, требующих уточнения. Во-первых, общества «Туган тел» - («Родная речь») и «Булгарское возрождение» не являются религиозными организациями, цель которых выражена в самих их названиях. Кроме того, и заголовок заметки озадачивает: даже весьма авторитетный и признанный журналист не имеет сведений о таком великом поэте- гуманисте раннего Средневековья, уроженце наших краев. Его хорошо знают и чуваши, ибо и они считают себя потомками волжских булгар.
Правда, это не вина журналиста, ибо школьная программа, основанная на европоцентризме, знакомит лишь с западной культурой, с его инквизицией, крестовыми походами и «научными открытиями», такими, как вращение Земли вокруг Солнца, что на востоке считалось само собой разумеющимся, общеизвестным фактом. Даже не обращаем внимания на явную странность навязанного нам Западом календаря. September, oсtober, november, december означают 7-й, 8-й, 9-й, 10-й месяцы. Десятый месяц венчает год, а в году-то должно быть 12 месяцев. Памятник Кулгали мог бы в некотором смысле помогать в заполнении зияющих брешей в наших знаниях, ибо Россия - это мост между Востоком и Западом.
А теперь к вопросу, какое имеет отношение Кулгали к Ульяновску. Все очень просто. Территория нынешней нашей области целиком входила в состав Волжской Булгарии, и Кулгали, по преданию, родился в одном из городов южнее Ундор. («Ун дару» по-тюркски значит «десять лекарств», что и соответствует целебным свойствам ундоровской воды.) Один из них - Ошель (Ашлы) считался третьим по важности городом Булгарии после Биляра и Булгара. Нынче же эти городища, к сожалению, представляют интерес лишь для археологов, хотя можно было бы открыть целый туристический маршрут, как об этом мечтает, например, археолог Юрий Семыкин.
Вот почему ульяновские татары, потомки булгар, хотели бы сохранить память о своем великом предке и познакомить с ним и своих соседей.
Невозможно понять, почему горожане могут подумать: «Что не мое, то безобразно». Почему дополнительное украшение города кого-то может раздражать? Лично я более высокого мнения о своих соседях-земляках.
Не спрашивает же никто, какое отношение имеют к нам, ульяновцам, величавые памятники азербайджанцу Нариманову, немцу Карлу Марксу, армянину Гаю Бжишкянцу... Последний увековечен, кроме того, даже тремя улицами...
Правда, как пишет читатель «СК» Кавалеров, не мешало бы вернуть улицам прежние исторические названия. (СК, 13.01.07.). И он прав, ибо без прошлого нет будущего. Скажем, почему же знаменитый Казанский тракт носит имя проспекта того же самого Нариманова?
Потому татарская общественность и уверена, что наши земляки-ульяновцы будут рады реализации этого намерения, ибо знакомство с идеями и творчеством великого Кулгали укрепит взаимопонимание, обогатит их знания о культуре и прошлом.
Айрат ИБРАГИМ, активист общества «Туган тел», член Союза журналистов РФ.