Обнародована стоимость проезда от Ульяновска до Москвы с 9 января по 20 февраля 2007 года в «фирменном» и пассажирском поездах. Как известно, она, кроме расстояния, зависит от категории поезда и типа вагона. На обороте бланка проездного билета для сведения пассажиров указаны категории и номера поездов Российских железных дорог: скорые с №001 по №156, скоростные с №157 по №170 и пассажирские с №171 по №699. «Фирменных» поездов в перечне нет. Кстати, нет их и в расписании движения поездов через станцию Ульяновск-Центральный с 28 мая 2006 года, опубликованном в свое время в местной печати, а есть только номера поездов и время их прибытия и отправления. Вывод нет «фирменных» поездов, есть фирменное обслуживание пассажиров в поезде.
Нашему поезду «Димитровград Ульяновск Москва» присвоен №21, то есть он скорый. В справочном бюро Центрального железнодорожного вокзала мне дали справку о стоимости проезда от Ульяновска до Москвы именно в скором поезде, если бы он существовал. А он, скорый, существует, только с прилагательным «фирменный» и с №21. Оказалось, что вояж в Москву на ульяновском скором (фирменном) по сравнению с общероссийским скорым дороже в вагонах СВ на 993 рубля 20 копеек (42,5%), в купейных на 508 рублей 10 копеек (43,5%), в плацкартных на 160 рублей 30 копеек (36,7%).
Интересно было бы узнать от наших железнодорожников причины такой огромной разницы в цене. Очевидно, дело в «фирме», в предоставлении, кроме обязательных, предусмотренных Правилами перевозок, дополнительных ус луг. Может быть!
Я лично за «фирменность». За дополнительные, не предусмотренные Правилами, платные услуги, улучшающие комфортность пассажирам.
Но по их выбору и желанию. И чтобы они были одинаковыми в вагонах всех типов.
В действительности пассажирам, едущим в плацкартном вагоне, дополнительных услуг предоставляют в 6,2 раза (993 рубля 30 копеек : 160 рублей 30 копеек), а в купейном в 1,95 раза (993 рубля 30 копеек : 508 рублей 10 ко пеек) меньше, чем пассажирам в вагонах СВ.
Что, эти люди не достойны такого же внимания, уважения и уровня обслуживания? Поезд то «фирменный» весь, а не повагонно.
И главное. Почему плату за дополнительные услуги берут с пассажира авансом, не спрашивая, нуждается ли он в них, превратив услуги из «по желанию» в обязаловку. Не хочешь не езжай!
Это прямое нарушение прав потребителя. Старшее поколение помнит, как в советские дефицитные времена некоторые нерадивые торговые работники в нагрузку к товару первой необходимости, порой дефицитному, вручали неходовой, совершенно ненужный покупателю. Не хочешь не покупай! Помнят, что за это строго наказывали и даже увольняли с работы.
Я всю жизнь проработал на пассажирском транспорте. Только не на железнодорожном, а на автомобильном. Вместе со своими коллегами и мне приходилось организовывать работу «фирменных» автобусных междугородных маршрутов в Самару, Пензу, Чебоксары и так далее с дополнительными платными услугами в пути. Их единственной целью было улучшение качества обслуживания.
Статус «фирменный» присваивался приказом для того, чтобы дать юридическое обоснование дополнительному вознаграждению с целью стимулирования водителей, предоставляющих услуги в дороге. Это предусматривалось в коллективных договорах между администрацией предприятия и профсоюзом. Но никогда стоимость услуги мы не включали в цену билета, и она предоставлялась только по желанию и просьбе пассажира.
Железнодорожники вправе не согласиться с моими рассуждениями и расчетами. Но в таком случае пусть они дадут в печати калькуляцию стоимости билета в «фирменном» поезде и обоснование ее применения. Я в своих выкладках руководствовался данными из газет и справочного бюро.
Надеюсь также, что этот материал заинтересует органы «Роспотребнадзора», что они проведут проверку законности удорожания проезда и о результатах проинформирует население.
Александр УСОЛЬЦЕВ, заслуженный работник транспорта.