Психологи перестали мяться, признав, что страсть к компьютеру - это болезнь, со всеми, как говорится, вытекающими...
Сегодня суббота или воскресенье? спрашивает меня, не отрываясь от экрана, 18-летний Андрей, сын моих знакомых.
Суббота, отвечаю я.
Я полдня пытаюсь вспомнить, идти мне завтра в колледж или нет, говорит он.
Потом ты бросишь бриться, развиваю я мысль.
А я еще не бреюсь.
Ну, не важно, значит, сразу отрастишь бороду, перестанешь умываться, будешь все ночи сидеть за компом, глаза покраснеют...
Он ухмыльнулся, но ничего не ответил, а я вернулся в зал к его «предкам».
Чего он там? спросила мать.
Играет, говорю, спрашивает, какой сегодня день.
Андрюш, кричит она, ты что, правда не знаешь, какой нынче день?
Ну и что, откликается он, у тебя что ли не бывает, что день забудешь?
Тут он отчасти хоть и прав, но боюсь, что Андрей на пути к тому, о чем в последнее время говорят все чаще и чаще к компьютерной зависимости. Газеты и журналы наполняются довольно страшными историями на эту тему. Пишут о молодых семьях. С детьми, совсем маленькими.
Жена сидит с ребенком, муж помогает его только купать, в остальное время за компьютером.
Когда супруга его зовет, он откликается: «Счас, счас, только почту проверю». И так часами. Ночью в однокомнатной квартире светится экран дисплея, пиликает сопровождающая игры музыка, щелкают «мышка» и клавиши. Спать невозможно. Развелись.
Таких случаев уже много, и родился даже специальный термин, обозначающий женщин, потерявших мужей из-за их пристрастия к компьютеру cyberwidow, то есть «компьютерная вдова». Как делится на страницах «Огонька» женщина из приведенного выше примера, ее бывший муж, похоже, и не заметил, что она с ребенком ушла. Их дома стоят напротив, и по ночам она видит, что в его окне по-прежнему мерцает свет компьютерного экрана.
Но доходит и до более диких ситуаций. Совсем недавно СМИ сообщили о драке в одном из московских баров. Подрались участники ролевой компьютерной игры. До того случая они молотили друг друга в виртуальном пространстве, где фигурировали как персонажи этой игры. Решили встретиться и наяву, офф-лайн, что называется, вне сети.
Возник спор, потом драка, в результате которой один из игроманов попал в больницу, где и скончался.
Признавая факты компьютерной зависимости, психологи, тем не менее, стараются не поднимать паники. Сам по себе компьютер, дескать, не опасен. В зависимость же от него попадают те, кто имеет к этому склонность. Как с алкоголем.
Нормальному, с крепкой психикой человеку работа за клавиатурой ничем не грозит. Посидит, потом займется другими делами. Но проблема, говорит часть специалистов, видимо, уже в том, что людей с крепкой психикой все меньше. Одна из американских компаний провела опрос и установила, что 65 процентов от числа опрошенных пользователей проводят, по их собственному признанию, за компьютером больше времени, чем с супругой или партнером. Касается это пристрастие и женщин, но в их среде доля компьютерозависимых ниже, чем в мужском сообществе. А меньше о женщинах слышно, наверное, еще и потому, что мужья реже жалуются на то, что их жены ушли от них к железякам.