UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 15 лекабря 2007 года №141(3016)


«Ужели на истоптанной планете...»


«Я - поэт. Этим и интересен», написал однажды Владимир Маяковский. Считаю, что так вправе сказать о себе и наш современник, ульяновец Григорий Медведовский, отметивший недавно очень скромно и в очень узком кругу близких и друзей свое 60-летие.
Вторить в полный голос Маяковскому наш земляк может, во-первых, потому что он, Григорий, несомненно, настоящий поэт. А во-вторых, потому что Медведовский именно и интересен тем, что он настоящий поэт. И неподражаемый в своем роде!
Так уж совпало, что на пороге юбилея Медведовского увидели свет изданные одна за другой его две карманного формата книжечки. Первая озаглавлена «Не смехом единым», вторая - «А смеяться только и осталось...».
Интересно, что последняя (из названных) книжечка и по формату, и оформлению - близкая родня двум другим, изданным чуть ранее, аккуратным томикам с символическими названиями: «Над кем смеетесь?..» и «Над собой смеетесь!..». Те заголовки - с глубоким смыслом. С одной стороны, как бы подчеркивают, на мой взгляд, бессмертие гоголевского афоризма. С другой - срезают, образно говоря, временные наслоения между эпохой, в которой жил и творил гений русской литературы Николай Гоголь, и нашей современностью, таким образом предлагая читателю самостоятельно все сравнить и самостоятельно поставить оценки состоянию гражданского общества тогда и теперь.
По сути все четыре миниатюрные книжечки есть не что иное, как приуроченный к своему юбилею отчет Григория Медведовского перед собой и временем, в котором он находился под небом Ульяновска. Это своеобразное собрание сочинений позволяет читателю войти взыскательным собеседником в творческую лабораторию поэта, с головой окунуться в его многолетних исканий и творческих мук, в мир поиска озарений и открытий.
Обращает на себя внимание в первую очередь поэма «Приближение к Хайяму». Идя от страницы к странице поэмы, как бы ощущаешь себя рядом с поэтом в дерзновенном путешествии через столетия и вместе с ним проникаешься лучезарным благодарением к Омару Хайяму - математику, философу, мудрецу, звездочету, жившему во времена, близкие к годам Крещения Руси и обретения ею православия.
О, Хайям! Пусть тебе скоро тысяча лет, А вернее прозрений по-прежнему нет.
Через дебри веков с негасимою силой Проникает к нам истин живительный свет.
Одними вот такими признаниями к О.Хайяму автор поэмы, естественно, не ограничивается. Утверждая, что: «Сквозь мглу веков иду к тебе, Хайям, / Тысячелетием дороги рваной», поэт с неподдельной печалью и болью в сердце вдруг обнаруживает вокруг себя безголосую пустоту - полное отсутствие попутчиков, готовых шагать за советом к мудрецу из мудрецов. Как на первоисток той беды, автор фокусирует взор на облике «современного супермена, запутавшегося в дебрях интернета». И, пожалуй, не без оснований: С податливой машинкою в руке Он все в минуту отыскать умеет.
Но, с чудом и мечтой накоротке, Поймет ли, мегабайтами владея, Как страшно поэтической строке В бездушном обрамлении дисплея.
Яркие грани самобытного дарования Г.Медведовского раскрылись и в поэме «Уроки Минаева», посвященной творческому пути именитого и даровитого симбирянина из XIX века. Этому мастерски скомпонованному произведению предпослан эпиграф от Федора Тютчева: «В России нет ничего серьезного, кроме России». И вполне оправдан тот эпиграф: герой медведовской поэмы незыблемо стоял на тютчевских позициях, мужественно и смело высмеивая носителей пороков.
Не случайно, думается, красной нитью через всю поэму проходит один удачно зарифмованный вопрос, обращенный Григорием и к нам, его современникам: Ужели на истоптанной планете Незыблемый закон неведом людям: Убудет чуть прекрасного на свете Как столько же премерзкого прибудет?
Совершенно неподражаем Медведовский и в сатирическом жанре, особенно - в пародиях.
А их под обложками четырех миниатюрных томиков- целая алмазная россыпь. Если задаться целью все перечислить по порядку, то понадобится исписать не одну страницу.
Удачно выступая в ипостаси поэта-сатирика, Медведовский вправе еще сказать, что он - истинный поборник пушкинской традиции. И это было бы совершенно справедливо и оправданно. В анналах истории сохранилась заповедь Александра Сергеевича, с которой он обращался со страниц столичной газеты к литераторам России: «Всякое замечательное происшествие подает повод к сатирической картинке; всякое сочинение, ознаменованное успехом, подпадает под пародию.
(...) Сей род шуток требует редкой гибкости слога; хороший пародист обладает всеми слогами».
...С направлением журфака МГУ прибыл в Ульяновск Медведовский. Правда, то было во времена государства, которого уже нет... Ну, и что из того, что сейчас, к примеру, на обеденном столе Григория неизменными, как в студенческие годы, остаются хлебная горбушка, малосольная килька да картошечка в мундире?!
Главное - совсем в другом. В том, что Медведовский не изменяет Поэзии, чтит Красоту, приходя к своему читателю с самобытными стихами, в которых слова - меткие, строфы крылатые.

Николай МИЛОВ, журналист - ветеран ИТАР-ТАСС, член правления Ульяновского регионального отделения Союза журналистов России.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz