Так называемый женский «топографический кретинизм» вошел в легенды, и редкий мужчина хоть раз в жизни не посмеялся над заблудившейся буквально в трех соснах подругой - даже если это он сам плохо объяснил ей дорогу. Приходится констатировать, что до сих пор ученые в данном вопросе были на стороне сильного пола, но результаты последнего исследования грозят нанести мужскому самолюбию тяжелый удар.
Оказывается, женщины ориентируются в пространстве ничуть не хуже, если есть достойная цель - еда.
Все началось с того, что группа ученых из Калифорнийского университета, Санта-Барбары и Йельского университета решила проверить результаты ранних исследований. Они, как и ожидалось, подтверждали тот факт, что представители сильного пола заметно лучше справляются с задачами на ориентирование в пространстве например, по карте. Чтобы объяснить этот факт, проводились параллели с каменным веком - мол, для мужчинохотников умение всегда находить нужную дорогу было жизненно важным, а для их жен, остававшихся дома, нет. Звучит на первый взгляд убедительно, но образ древних женщин-домоседок является чистой фантазией. На самом деле они тоже отнюдь не сидели на месте, а занимались поиском съедобных плодов и кореньев.
Такое рассуждение навело ученых на мысль о том, что до сих пор авторы задач на ориентирование упускали из виду один важнейший фактор - пищевой. Стоило внести в методику изменения, как все сразу встало на свои места.
Ученые отправились на крупный фермерский рынок и опросили там 86 покупателей - 45 мужчин и 41 женщину. Всех их просили указать при помощи компаса, в каком направлении находится лоток, где те купили определенные продукты - например, клубнику или помидоры. Верность указанного направления наносилась на шкалу от нуля (абсолютно точно) до 90 градусов (совершенно неправильно). Результаты оказались поразительными. У мужчин погрешность при указании направления составляла 33 градуса, а у женщин - примерно 25, что на 27% превосходит результат мужчин.
Кроме того, женщины точнее указывали путь к высококалорийной пище, например, точка покупки пончиков откладывалась у них в памяти гораздо лучше, чем местонахождение лотка с зеленью.
Таким образом, исследование показало, что женщины по способности ориентироваться в пространстве ничуть не уступают мужчинам, если есть достойная цель - например, пирожное с кремом.
Таким образом, пал еще один миф, касающийся представительниц прекрасного пола.