UCOZ Реклама

?????? ?????...

Суббота 4 августа 2007 года №85(2960)


Не нравится - выходи


Лучший способ исследовать проблему - стать ее участником. В минувший четверг у меня появился такой шанс. Я на собственном опыте испытала, каким может быть сервис в сфере пассажирских перевозок.
Свободные места в 34-й маршрутке оказались только впереди, рядом с водителем. Туда мы с подругой и сели. Расплатились и продолжили свой разговор.
- Давайте послушаем радио, - вдруг обратился к нам водитель.
Радио в салоне и без того звучало, поэтому мы не сразу поняли, о чем это он.
- Я устал и не хочу слушать ваших разговоров, - пояснил свою мысль водитель.
- Вы предлагаете нам замолчать, что ли? переспросила я.
Он подтвердил, дескать, с какой стати я должен терпеть, если вы мне мешаете слушать радио.
Вот это заявление и разбудило во мне профессиональный интерес к ситуации: - Но ведь вы на работе, и по роду своей деятельности не можете делать таких заявлений пассажирам...
- А если бы вместо нас рядом сидели здоровые мужики и матерились на всю маршрутку, вы бы их тоже попросили замолчать? - поинтересовалась подруга.
- Вы мне хамите, - отрезал водитель. - Не хотите меня понять - можете выйти и поехать на другой машине. Остановить?
Захотелось согласиться с этим предложением, маршрутка ехала по мосту, и мы попросили остановить перед пушкаревским кольцом.
Оставалось еще несколько минут для общения.
- Вот вы считаете, что пассажиры не должны разговаривать рядом с водителем, а водитель может грызть семечки на своем рабочем месте, как это делаете вы? - спросила я.
- Может, - сказал водитель, сплюнув шелуху в окно и захватив свободной от руля рукой новую порцию зерен. - Я же вам не мешаю.
На остановке он притормозил, ссыпал в руку подруге мелочь - нашу плату за проезд.
На том и расстались. Я записала в блокноте: «1 августа, 18 часов 46 минут, маршрутка №34, АА 278».
- Могу я узнать имя хозяина маршрута №34, его телефон и юридический адрес? спросила я на следующее утро по телефону специалиста транспортного отдела мэрии. Разумеется, официально представилась как журналист «СК».
- Нет, мы такую информацию не даем, ответила мне женщина, потом, посоветовавшись с кем-то, предложила написать официальный запрос от редакции.
- А если бы я позвонила не как журналист, а как житель города, который хочет пожаловаться владельцу маршрута на работу водителя, вы бы дали мне информацию?
- Нет, информация о маршруте есть в салоне автомобиля. Там ее и берите.
То есть я должна была выйти на трассу маршрута №34, остановить машину, заплатить 8 рублей и проехать ровно столько времени, сколько потребовалось бы, чтобы списать нужные данные, а потом вернуться в исходную точку... Оценив эту схему, я хорошо поняла наших читателей, которые очень часто предпочитают жаловаться на работу маршрутчиков журналистам, а не представителям власти или самим перевозчикам.
А жалоб много, иначе можно было бы списать этот неприятный случай на человеческий фактор и забыть о нем. Просмотрев все, что у меня было по «транспортному вопросу» - почту «СК», записи телефонных разговоров с нашими читателями, вспомнив несколько случаев из личных наблюдений, я лишний раз убедилась: бизнес пассажирских перевозчиков хоть и является сферой услуг, как-то решительно выбился из ее правового поля и развивается по своим законам. Водитель в салоне - хозяин положения, как капитан на корабле, «первый после Бога». Только на корабле такая расстановка сил - вынужденная мера, и для капитана пассажир - особо ценный груз.
- Бабуля, не нравится - выходи! - сказал водитель пожилой женщине, которая возмущалась, что он слишком резко тронулся с места. Остановился, вернул деньги и высадил.
«Бабуля» осталась со своими авоськами между остановками. В другой раз на моих глазах попросили выйти из машины мужчину, у которого не было купюры помельче: «Сдачи нет, освободи место!».
А недавно зашла в маршрутку и поразилась неестественной позе, в которой замерли женщины на заднем сиденье: колени на уровне ушей. Потом рассмотрела, что под ногами у дам - запасное колесо. А куда деваться? Хочешь ехать - терпи.
Прискорбно, что эта сфера транспортных услуг «по понятиям» развивается на фоне угасания городского и общественного транспорта. То есть выбора у пассажиров, по сути, нет, поэтому и действует закон: «Не нравится - выходи». Причем маршрутчики, кажется, чувствуют себя едва не героями, поскольку не просто тупо выкидывают пассажиров на улицу, а всетаки возвращают им деньги.
Случай в маршрутке, произошедший со мной и моей подругой, я попросила прокомментировать руководителя Центра защиты прав потребителей Григория Каленова.
- Поведение водителя не просто противозаконно, но и возмутительно, - сказал правозащитник. - Пассажир вправеразговаривать, смеяться (даже громко смеяться), высказывать недовольство в адрес водителя. Предъявить претензию к пассажиру водитель может только в том случае, если он ведет себя неадекватно: нецензурно бранится или угрожает своим поведением жизни и безопасности других пассажиров.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.



[Обратно...|Обсудить статью|Следующая]

Hosted by uCoz